Смекни!
smekni.com

Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале (стр. 11 из 12)

Исходя из этого, мы выявили, что традиции социального служения ближним: немощным и престарелым, детям о которых забыли родители, страждущим телесными и душевными недугами, оступившимся перед законом, всем нуждающимся, продолжает существовать и развиваться в наши дни.

Также используются все виды помощи: образовательная, трудовая, материальная помощь в решении чрезвычайных жизненных ситуаций. Изучая опыт накопленный столетиями православной церковью, специалисты социальной работы повышают как профессиональные качества, так и духовные.

Значительное внимание, в рамках благотворительной деятельности Свято- Троицкого Архиерейского подворья, уделяется окормлению УЩ-349/48.

С 2004 года еженедельно колонию посещает священник Свято-Троицкого храма Отец Олег. В рамках анализа деятельности священника, было выявлено, что он выполняет ряд функций:

1. Предупредительно-профилактическую – механизмы предупреждения негативных явлений: беседы, исповедь, причастия.

2. Социально-педагогическую – проведение воспитательных бесед о правах, обязанностях, о любви к Родине, семье, природе, самоопределение и самореализация.

3. Психологическую – индивидуальный подход к каждому осужденному.

4. Коммуникативную – умение общаться с любой аудиторией.

5. Организационную - умение заинтересовать прихожан своими проповедями и беседами.

6. Посредническую – Установление контактов с множеством социальных институтов: образовательными, учреждениями социальной защиты, общественными организациями.

7. Психотерапевтическую – под руководством пастыря проведение занятий по иконописи, церковному пению, богослужение.

8. Информационную – проповедничество, православные школы.

Исходя из этого, выявили, что в рамках существования деятельности православного прихода можно отметить применение всех технологий социальной работы. Целью специалиста социальной работы является помочь заключенному сохранить и создать важные и положительные социальные контакты вне тюрьмы, увеличить способность заключенного к самостоятельной жизни, а также воздействовать на него с целью выработки законопослушного поведения. Поскольку обычно противоправное поведение вызывают личные и социальные проблемы человека, то социальная работа с заключенным охватывает как его личные, экономические, так и правовые вопросы. При помощи бесед, выясняют психологическое и эмоциональное состояние заключенного, и помогают приспособиться к изменениям, происшедшим в обществе за время отбывания срока.

Также, специалист социальной работы, оказывает заключенному правовую помощь в социальных вопросах, поддерживает сохранение или восстановление его отношений с членами семьи, помогает создать или сохранить контакты с работодателем, поддерживает его при преодолении трудностей с учебой, помогает разрешить спорные вопросы, возникающие между заключенным и тюремными чиновниками, а также между самими заключенными. Помогают заключенному ресоциализироваться путем индивидуальных консультаций и групповой работы (в том числе путем программ социальной реабилитации). Целью социальных обучающих программ является обучение заключенных социальным навыкам, которое помогло бы им освоить законопослушное поведение в обществе.

В стадии освобождения социальный работник помогает заключенному решить проблемы, которые возникли при сужении внешних контактов. Зачастую заключенный теряет социальные связи, место жительства, работу, доход. Подготавливая освобождение, социальный работник помогает заключенному оформить документы, найти работу и место жительства, а также ходатайствовать о пособии через отдел общей опеки. Если заключенный имеет возможность досрочного освобождения, специалист социальной работы и психолог пишут характеристику, в которой дают оценку психическому состоянию заключенного и его готовности к законопослушному возвращению в общество. Вся эта работа проводится согласно «Положения об общественном социальном работнике в местах лишения свободы» (прил. 8).

За годы своего существования Русская православная церковь накопила большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Данный опыт имеет достоинства и в целом может во многом послужить возрождению нашего Отечества. Духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людей, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.

Таким образом, поставленная цель – рассмотреть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале достигнута, мы увидели, что такие профессиональные качества специалиста социальной работы, как – милосердие, терпимость и стремление помогать людям имеют начало с доевангельского периода жизни людей и взяты за основу современной социальной работы. Такие виды технологий социальной работы как: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия, ориентируют на целостный подход к человеку, учитывают его интересы, потребности, ценностные ориентации, способствуют мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Все эти технологии использовались и православной церковью в досоветский период и в современной жизни. Изучая опыт благотворительной деятельности церкви от истоков до сегодняшних дней специалист социальной работы может развить и воспитать у себя такие качества как милосердие, терпимость и духовность.

Гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Апкаримова Е.Ю. Благотворительность в городах Пермской губернии в последней трети XIX– начале XX вв. / Е.Ю. Апкаримова // Милосердие и благотворительность в российской провинции: тез. докл. всерос. конф., 22-23 марта 2005г. /РГППУ. – Екатеринбург, 2005. –

С.31 – 35.

2. Альманах Международного Демидовского фонда // Л.А. Дашкевич « Демидовский Дом трудолюбия в С-Петербурге. Об истоках помощи беднякам». Выпуск №3, - 69 с.

3. Архимандрит Агапит, Жизнь св. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского и его пастырская деятельность. / Архимандрит Агапит. – СПб., 1869. - 328 с.

4. Баянкин С.Д. Благотворительность на Урале: материалы 2 всерос. конф., 13-14 мая 2007г. /С.Д. Баянкин. –Екатеринбург : Уральский рабочий, 2007. – С. 64-65.

5. Бернер Г.С., Юнссон Л.А. Теория социально-психологической работы /под редакцией С.Ю. Горлова. – М. : Знание, 2008. – 341 с.

6. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. / Ю. Годунский // Наука и жизнь.- 2006.- №10.- С. 32-37.

7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах/ В.Даль. – СПб. : – Москва: издание книгопродавца топографа М.О.Вольфа, - 1880-1882г. – 102 с.

8. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. - М. : Знание 1996, - 53-54 с.

9. Диакония и Попечение в пенитенциарных учреждениях России. - М. : 1997, 82 с.

10. Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность практика осуществления / А.Г.Дмитриев, Б.Ф. Усманов, Н.И. Шелейнов. – М. : Социальная работа, 2008. – 367 с.

11. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия,Председателя Отдела по церковной благотворительностии социальному служению Московского Патриархатана Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000)/

12. Евангелие от Луки - гл.6. http://biblia.org.ua/biblia/in2.html.

13. История России от древнейших времен до начала XX века / под ред. И.Я. Фроянова. – М. : Наука 2008. – 528 с.

14. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова. – 4-е изд. – М. : Инфра, 2008. -465 с.

15. Кернер Г.С., Юнссон Л.А. Теория социально- психологической работы / Г.С. Кернер, Л.А. Юнссон. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 279 с.

16. Ключевский В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – Часть 2. – М. : 2008. – 233 с.

17. Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» /Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.

18. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в.) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 439 с.

19. Коковцов В.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части, - СПб. : 1894., 324-328 с.

20. Конституция РФ от 12.12.1993г. Глава 2., ст. 28.

21. Конвенция развития социального обслуживания населения в РФ от 4 августа 1993 г. // Собрание законодательства РФ 1993, № 29, ст.762. www.garant.ru info@garant.ru

22. Лекции по по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М. : Социально-технологический институт, 2008. – 315с.

23. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты / Л.Я. Лавриненко. М. : Образование и общество, 2004. - №1.- 86-98 с.

24. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа».- Волгоград : Издательство ВолГУ, 2008. – 361 с.

25. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России / А.И. Ляшенко. – М. : Социально-технологический институт, 2006. – 296 с.

26. Макарова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России / А.Н.Макарова, Е.М. Скворцова, И.А Андреева. – М. : Академический проект, 2008. – 378 с.

27. Морозова И.Н. Проблема христианства и культуры в традиции отечественной духовности (мнения, гипотезы, аспекты методологии исследования) / И.Н. Морозова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. - № 54. – С. 131-152.