Смекни!
smekni.com

Государственная миграционная политика на современном этапе (стр. 2 из 5)

3. Возрастающая внутренняя и внешняя миграционная активность коренного населения Российской Федерации, существенным образом влияющая на диспропорцию населения в российских регионах и повышающая уровень «миграционного давления» на экономически привлекательные регионы и мегаполисы, особенно на Москву и Московскую область. Причем многие стратегически важные для страны регионы становятся практически беззащитными перед напором иммигрантов.

В этой связи не может не вызывать беспокойство нарастающий отток российских граждан из Дальневосточного региона, неадекватно замещаемого иностранными (в основном китайскими и корейскими) мигрантами по этническому признаку, что чревато угрозами национальной безопасности страны. Со времени образования Российской Федерации население Дальнего Востока сократилось на 12%, а миграционный компонент в три раза превышает естественную убыль населения. По прогнозу Росстата, к 2010 г. численность выехавших может превысить число прибывших на 16,5 тыс. чел., а край - потерять еще около 250 тыс. чел.

Кроме того, в ближайшей перспективе будет возрастать угроза «миграционного давления» и на Сибирский регион с его убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области и Красноярский край дают более 70% общей прибыли России.

Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты, социально дезадаптированные в новых для себя условиях проживания и работы;

формирование в России связанного с чиновничьим лобби нелегального «миграционного бизнеса», который, с одной стороны, затрудняет формирование у потенциальных мигрантов объективных миграционных намерений, а с другой – резко усложняет процесс приживаемости мигрантов в местах их расселения, в т.ч. регистрацию, оформление на работу и т.д.

Кроме того, несмотря на активное декларирование борьбы с незаконной миграцией, незначительно выявлено преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», что свидетельствует о низкой эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации по пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным ввозом и легализацией иммигрантов. Это притом, что в стране действует множество структур, оказывающих незаконные, зачастую мошеннические посреднические услуги по легализации незаконно въехавших или пребывающих на российской территории иностранцев.

Кроме того, требует особого изучения деятельность Международной организации по миграции (МОМ), насчитывающей в своих рядах 116 государств-участников и которая активно пытается вовлечь Россию и Китай в их число. Несмотря на декларируемые задачи по регулированию международных миграционных процессов, основной деятельностью данной да и других международных организаций является перенастраивание миграционных потоков от перенасыщенных иммигрантами развитых западных стран на необъятные российские просторы. И при этом высказывается желание активно финансировать и развивать именно региональные российские проекты в области расселения и трудоустройства переселяемых иностранцев из стран Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов.

В то же время очевидно, что бить тревогу по поводу нехватки трудовых ресурсов для российской экономики представляется несколько преждевременным по ряду причин:

во-первых, значительная часть территорий Крайнего Севера, Сибири, а также степные природно-климатические зоны мало пригодны для массового проживания населения в силу высокой затратности на содержание промышленной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;

во-вторых, более чем 144-миллионное население России, включая 90,4 миллиона россиян трудоспособного возраста (больше, чем когда-либо в нашей истории), является не катастрофой для страны, а активным двигателем экономического прогресса.

В качестве примера можно привести тот факт, что экономика Японии с ее 127-миллионным населением втрое превышает экономику России, по крайней мере «белую». При этом возрастная структура населения Японии ощутимо отличается от российской в худшую сторону с более низким коэффициентом рождаемости, что не мешает этому государству проводить жесткую политику ограничения въезда трудовых иммигрантов.

В этой связи интересен исторический факт, что в 1926 г. население РСФСР составляло 93,2 млн. чел., в т.ч. в трудоспособном возрасте 48,5 млн. чел., однако это не помешало мобилизовать силы на проведение индустриализации, а в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны 67,3 млн. чел. населения РСФСР в трудоспособном возрасте активно возводили «великие стройки коммунизма», создавали военно-промышленный комплекс и фундаментальную науку.

Отсюда вытекает мысль о том, что количество жителей не является определяющим фактором развития экономики, наоборот, во многих случаях создает дополнительную нагрузку на экономику страны. Эта мысль подтверждается множеством примеров из истории развития густонаселенных стран Африки и Азии, население которых, спасаясь от нищеты и голода, вынуждено эмигрировать в менее населенные, но экономически развитые страны Европы и Северной Америки.

Поэтому, выстраивая экономическую политику развития регионов, полагаем целесообразным системно развивать требующие меньших ресурсных затрат стратегически важные и благоприятные в природно-климатическом плане регионы юга и востока Российской Федерации на основе строительства городов-миллионников, связывающих пространство огромной территории. Кроме того, важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.

В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

1. Такой подход не решает полностью задачу предотвращения нелегальной миграции, так как, с одной стороны, не все иммигранты пожелают выйти из «тени» по налоговым и иным причинам, а с другой – существенно усилится миграционное давление иностранцев на стратегически важные регионы Российской Федерации, что, в свою очередь, может создать взрывоопасные социальные конфликты.

2. Возникнет стихийное движение иммигрантов из менее «привлекательных» в экономическом и климатическом плане регионов в регионы с благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими условиями. Тем самым создаются угрозы перенаселения иммигрантами стратегически важных для страны регионов, а также создания в них мощных и хорошо организованных этнических землячеств.

Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих возможных направлений миграционной политики, среди которых:

определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе, и соответствующих профессий и вакантных должностей, на которые можно пригласить квалифицированных иностранных специалистов;

выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;

широкомасштабная и системная работа по социально-экономической и культурной адаптации как переселяющихся в Россию соотечественников, так и иностранцев;

провести мониторинг законности получения российского гражданства иностранными гражданами, в т.ч. из бывших союзных республик, попавших в поле зрения правоохранительных органов за противоправную деятельность;

привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики, предлагаемых для первоочередной реализации.


2. Национальная безопасность и миграционная политика

2.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики

Национальная и экономическая безопасность напрямую связаны с миграционными процессами. Нелегальная миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых вызовов и угроз национальной экономической безопасности.

Геополитическое и геостратегическое положение России в современном мире обусловливает особую остроту миграционных проблем для российского общества. В силу своего географического положения Россия является трансъевразийским мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, средоточием самых разнообразных трансграничных миграционных потоков. Они оказывают глубоко противоречивое воздействие на национальные экономические интересы, состояние экономики и рынков, демографическую ситуацию. Нелегальная миграция напрямую связана с криминологической обстановкой в стране, укоренением таких новых видов преступности, как экономическая, организованная, транснациональная, консолидацией внутри них этнопреступности на основе отдельных этнических сообществ. Нерегулируемая массовая миграция вносит свой вклад в разрастание коррупции в обществе.

Конечно, в условиях демографического кризиса, серьезных деформаций в профессионально-квалификационной структуре, напряженности на рынке труда миграция способна ослабить нехватку рабочих рук. Но, как показывает опыт, она не способна возместить «утечку мозгов», падение трудового потенциала национальной экономики, решить проблему человеческого капитала для модернизации российской экономики. Даже самый беглый анализ воздействия массовой миграции на ключевые национальные экономические интересы, формирование угроз и рисков в области экономики, остроту этих угроз, динамику показателей экономической безопасности, связанную с понижением качества рабочей силы, увеличением доли неквалифицированного и малопроизводительного труда, его конкурентного давления на уровень доходов работников, криминализацией рынков труда и увеличением коррупционной нагрузки на экономику, показывает, что проблему миграции нельзя рассматривать ни узкопрагматически (с позиций дефицита рабочей силы), ни с точки зрения отвлеченно понимаемых категорий общечеловеческих ценностей и прав человека.