Смекни!
smekni.com

Деятельность российского Красного Креста (стр. 2 из 2)

В начале 1915 года Мария Федоровна со своей младшей дочерью переехала в Киев, где занялась созданием сети городских госпитальных учреждений. Несмотря на чрезмерную занятость, она всегда находила время навестить больных и раненых солдат и ласковым словом подбодрить их. Часто во время сложных операций Мария Федоровна была рядом с больным, стараясь облегчить его страдания и боль.

В одном из киевских госпиталей сестрой милосердия стала работать Великая княгиня Ольга Александровна, снискавшая своей скромностью и трудолюбием любовь и персонала, и раненых воинов. Она не только ежедневно ухаживала за ранеными, но и выполняла их поручения: писала и отсылала письма, покупала табак, хранила и распоряжалась деньгами, которые выдавались солдатам в качестве компенсации за порученное увечье. Непригодным к дальнейшей службе она старалась найти работу, изыскивала для них возможность безбедного существования. За свой самоотверженный труд Великая княгиня Ольга Александровна была удостоена двух Георгиевских медалей.

Деятельность Российского Красного Креста не ограничивалась гуманитарной помощью солдатам и военнопленным. Общество также оказывало серьезную поддержку гражданскому населению, пострадавшему в результате военнных действий. Под покровительством императрицы находились приюты для обездоленных и бездомных детей, ее именем назывались крупные госпитали. Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе, 2 военно-санитарных поезда, 5 лазаретов, перевязочно-питательный отряд, санаторий в Крыму для выздоравливающих офицеров, убежище для увечных воинов при Максимилиановской лечебнице.

С 1915 года Красный Крест по согласованию с министерством путей сообщения начал создавать на железнодорожных станциях пункты питания, где перемещенные лица могли получить горячую пищу, медикаменты, одежду и денежные пособия. Этой деятельностью руководители представители МПС, которые одновременно становились уполномоченными Красного Креста. С середины 1915 года по конец ноября 1917 года Красный Крест затратил на оказание помощи 311 000 рублей.

До начала революционных потрясений в распоряжении Красного Креста находилось 118 медицинских учреждений, полностью укомплектованных и готовых принять от 13 до 26 тысяч раненых. В 2255 прифронтовых лечебных учреждениях, в том числе в 149 госпиталях, работало 2450 врачей, 17 000 медсестер, 275 помощников медсестер, 100 фармацевтов и 50 000 санитаров.

С самого начала у Российского общества Красного Креста установить хорошие отношения с МККК. При появлении первых признаков кризиса в Российском обществе Красного Креста МККК сумел сохранить свою нейтральность и беспристрастность, полностью оставаясь вне политики. Такой подход рекомендовался положениям общих инструкций 1916 года для делегатов МККК, работающих в лагерях для российских военнопленных в Германии.

Положение 200 000 российских пленных, находившихся в Германии, было очень сложным и "усугублялось… всякого рода политическими влияниями…". В соответствии с пунктом 16 Инструкций, "делегаты должны воздерживаться от всех видов политической и иной пропаганды. Они обязаны, по мере возможности, противодействовать всякой пропаганде в лагерях. Задача делегата состоит в том, чтобы:

- ставить в известность руководство лагеря о состоянии духа пленных;

- выявлять в различных регионах России пленных, желающих вернуться домой;

- во всем отчитываться перед Центральным бюро, чтобы оно имело возможность удовлетворительно информировать германское правительство о состоянии дел.

Февральская революция 1917 года ознаменовала собой начало реорганизации Красного Креста. Реформа, предложенная Временным правительством, не была направлена против гуманитарной идеи. Но новые силы, появившиеся на арене общественной жизни в результате падения прежнего режима, не желали довольствоваться ограниченной реформой. Национальная конференция работников Красного Креста стала выразителем новых тенденций. Между делегатами этой конференции, которой было поручено провести подготовку к очередному съезду, и бывшим руководством Общества, пользовавшимся поддержкой Временного правительства, разгорелся конфликт. Конференция представила декларацию принципов, в которой критиковала Российское общество Красного Креста, "развращенное и униженное самодержавием и чиновниками". "Русскому народу, - говорилось в ней, - не было известно это общество, входившее в Международный Красный Крест, которое объединяло фаворитов царизма под высоким покровительством коронованных особ и оказывало благотворительную помощь народу и русской армии за счет средств, полученных от прямых и косвенных налогов, взятых у народа же". В 1 декларации от 3/16 июля 1917 года уже звучал голос революции: "Мы не прекратим борьбу, пока не будут полностью уничтожены пережитки прежнего Красного Креста, служившего самодержавию и чиновникам, пока не будет создан подлинным храм международной филантропии, каким станет новый российский национальный Красный Крест".

События и потрясения 1917-1918 г. г. имели разрушительные последствия для положения на фронтах: возникла паника, массовое дезертирство санитарного персонала, "митинговая лихорадка". "Политическая раздробленность страны приведет к тому, что власти потеряют управление значительным количеством учреждений в провинции, ведомствами и ресурсами, на которые они могли опираться до сих пор… В настоящий момент перед Российским Красным Крестом стоит более трудная задача, чем это можно себе представить. Не финансовое положение, каким бы трудным оно ни было, может представлять угрозу для существования Российского общества Красного Креста. Усилия тех, кто стоит во главе его, должны быть направлены на восстановление порядка в службах и дисциплины работников всех уровней. Велика ответственность руководителей, история оценит результаты их деятельности, а не теории". Прекращение военных действий не повлекло за собой прекращения деятельности Красного Креста, которому пришлось не только заниматься ранеными, больными или инвалидами – жертвами первой мировой войны, но и столкнулся с первыми последствиями войны гражданской.