Смекни!
smekni.com

Идеологическое регулирование общественной жизни (стр. 4 из 6)

Фиксируемая в опросах “недемократичность“ населения, стремление иметь сильного лидера объясняются также процессом ресоциализации в период радикальных трансформаций. Такие трансформации П. Бергер и Т. Лукман называют альтернациями. Они сопровождаются “ресоциализацией” особого типа и отличаются от обычной вторичной социализации тем, что последняя не предполагает интенсивной эмоциональной включенности, характерной для первичной социализации. При альтернации необходимо произвести демонтаж реальности, коренным образом изменить картину мира. Такая ресоциализация “неизбежно копирует детский опыт эмоциональной зависимости от значимых других.

Респонденты с высшим образованием, ниже других оценивающие настоящее, более оптимистично смотрят в будущее и проявляют более высокую терпимость. “Идеально-нормативное“ восприятие происходящего в большей степени характерно для молодых людей, чем для людей зрелого возраста. По нашим данным, восприятие рыночных реалий выпускниками школ существенно отличается не только от восприятия их населением в целом, но и от представлений молодых людей, которые уже начали самостоятельную жизнь.

Повседневное сознание “постсоветских” людей можно отнести к так называемому “вырожденному” случаю идеологии – оно не представляет собой сколько-нибудь целостного образования. Это, в частности, находит выражение в особенностях социальной идентификации: люди преимущественно идентифицируют себя с группами “повседневных практик” (прежде всего с семьей и “близкими”), а не с “конструируемыми общностями”. В идентификационной стратегии преобладает “приспособление к условиям жизни ради элементарного выживания”. Однако, “культурное оформление” техники выживания существенно отличается от его советского варианта: отсутствует значимая “одухотворяющая” идея, которая бы консолидировала общество и порождала надежду на лучшее будущее; нет “авторитета”, которому бы доверяли и на действия которого могли бы рассчитывать. Восприятие условий жизни ухудшается. Можно ставить под вопрос адекватность оценок, однако несомненно, что эти оценки – важная составляющая повседневной идеологии. Обыденные представления – нормальная, здоровая реакция на происходящее. Это не только реакция на порочную практику реформирования, но и отторжение той идеологии, которую пытаются навязать активные “носители” общественного строя, все чаще именуемого “олигархическим”. Рыночное хозяйство с многообразными видами трудовой деятельности, результаты которой востребованы обществом, вот то “поле”, на котором могут ужиться обыденное представление о ценности труда и заработанного благосостояния и идеология предпринимательства, основанного на частной собственности.

2. Функции идеологии

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированном, распространением тех или иных идеалов и ценностей сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сформулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма и др). Способность реально интегрировать общество будет непосредственно зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающие действительность и инициирующие апологетические настроения. Большей же предрасположенностью к утопическим предположениям обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно больше, чем она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.

Рассматривая идеологию как форму мотивации политического поведения групповых субъектов, надо отметить, что в демократических системах она используется преимущественно лишь на этапах, связанных с концептуализацией групповых интересов и их введением в политическую жизнь. Стремление же абсолютизировать ее роль, т.е. подчинить ей нравственные, правовые, культурные и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной основе, по существу порождает т.н. «идеократическое» (тоталитарное) общество, пытающееся насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни.

Идеология «транслируется», распространяется в обществе, «вносится» в сознание людей идеологическими аппаратами. Понятие «идеологические аппараты» охватывает всю совокупность средств и организаций, с помощью которых внедряются в головы людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интересы определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий характер. В структуре идеологических аппаратов: семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль гегемона в политической системе. Такую функцию, по А. Грамши, выполняла в средние века церковь. Господство догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и аппаратов, транслировавших ее, присуще модели государственного социализма. В современную эпоху центральное место в системе идеологических аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление и манипулирование информацией.

Между идеологическими аппаратами и властью устанавливается прочная связь, основывающаяся на их взаимозависимости. Наличие такой взаимосвязи идеологии с политикой нельзя понимать в смысле полного тождества. Подобного тождества в нормальном, демократическом обществе не бывает, как не существует между ними и обособленности.

3. Влияние идеологии на общество

Посредством информационно-идеологических воздействий могут вестись необъявленные, часто невидимые миру войны. Это осознали еще в глубокой древности. В современных условиях наибольший опыт в их использовании накоплен США. Информационно-идеологические воздействия — компонент военного потенциала. Благодаря информационно-идеологическим воздействиям, становятся ненужными войны с применением оружия массового поражения.

Известно, что «ни одна деятельность не начинается с «пустого места», так сказать без программы, как конституирующего момента деятельности». В качестве своеобразной предваряющей программы и самых элементарных действий, и самых сложных актов, связанных с возможностью выбора вариантов деятельности и поведения, выступает установка. Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет через ряд функций, совокупно выступающих как «практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Термин «установка» имеет свой специфический смысл в общей психологии, поэтому мы будем говорить о социальной установке. Социальная установка — это выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению-позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию). Социальная установка имеет широкий спектр различных вариантов не только по предмету, но и по своим социально-психологическим особенностям. Основной путь формирования социальной установки — путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт. При этом установка может реализоваться как настроение, как определенный эмоциональный или эмоционально-рассудочный настрой в отношении данного объекта — оптимистический или пессимистический, романтический или скептический. Аналогичными причинами вызывается и такой вариант установки, как ожидание (надежды) определенных социальных действий, результатов, сообщений от социальных институтов, процессов и людей. Социальные установки могут формироваться другим путем — путем превращения ценностного представления в установку. Это происходит тогда, когда ценностное представление об одном предмете переносится по аналогии на все более или менее подобные предметы, в результате чего и образуется определенная установка на эти предметы. Социальные установки могут формироваться и в процессе коммуникации. В ходе воспитания, обучения, идеологического воздействия образуются определенные социальные установки, необходимые обществу, классу, воспитателю. Эти установки могут иметь как бессознательный, так и осознанный характер, т. е. рассудочно осознаваться как определенное отношение. Важнейшей характеристикой социальной установки является ее классовый характер (речь, конечно, идет об объектах, представляющих интерес для какого-либо класса). Классовый характер социальных установок состоит, по существу, в том, что они ориентируют личность на такое отношение к событиям и явлениям, которое выгодно какому-то классу. При анализе социальных установок следует различать причины их образования, о которых говорилось выше, от мотивации, т. е. от того, как личность объясняет свои установки по отношению к объекту. Очевидно, что мотивация представляет собою ту или иную степень осознания личностью социальных установок. Анализ мотивов социальных установок имеет большое значение для практики идеологической работы, ибо позволяет выбрать более точную аргументацию для закрепления или изменения установок личности. Социальная установка — это одна из форм осознания потребностей и социальной ориентации, второй формой является социальная оценка. Оценка представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым. В связи с этим в структуре логики оценок имеются четыре «компонента»: субъект, объект, основание и характер, где субъектом является тот, кто высказывает и производит оценку, объектом — вещь или ее свойство, которое оценивается, основанием — критерии, с позиций которых производится оценка («Это плохо, потому что вредно для здоровья» — «вредно» есть основание), и характер оценки (плохо, хорошо), который может быть и сравнительным («Это лучше, чем то»). Оценка подразделяется на три степени: положительная, нейтральная, отрицательная. Поскольку всякая оценка основана на определенных принципах, это допускает чрезвычайно большое разнообразие оценок не только по различию субъектов и объектов, но и по различию оснований. Одним из таких видов оценок является ценностное отношение, когда основанием оценки являются уже сложившееся у личности представление о ценности, ценность-идеал, или же реальный предмет, рассматриваемый как ценность,— референтная ценность. Так возникает ценностное суждение как вид оценочного суждения, где социально-ценностная оценка имеет осознанный характер. Давая ту или иную оценку, субъект всегда осознает свое отношение к объекту. Одной из форм выражения социальной оценки является общественное мнение, т. е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях. Итак, на базе потребностей (их осознания) и знаний о мире возникает социально-ценностная ориентация в форме социальных установок и оценок, которые могут быть названы первичными аналитическими формами социально-психологического процесса. Аналитическими мы их называем потому, что они являются результатом определенного анализа действительности со стороны личности. Целостное единство первичных аналитических форм создает вторичную аналитическую форму, производную от первичных форм и потому более сложную, которая называется интересом. Интерес — осознанная направленность личности или группы на какую-либо вещь как на ценность-объект освоения. Интерес характеризуется определенной осознанностью субъектом данного психологического состояния в отношении какой-либо вещи. Эта осознанность состоит в том, как субъект понимает ценность вещи для себя. Когда же речь идет о том, чтобы осознать свой интерес, имеется в виду необходимость найти такие ценности, которые действительно отражают потребности личности, группы, класса, общества. Интерес оформляется в двух психологических состояниях: внимание и стремление. Внимание — это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных ориентации; внимание — это открытие субъектом каких-то ценностных аспектов (или возможных ценностных аспектов) в явлении и вещи. Стремление — это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентации, базовой ценностью которой становится данная вещь, явление, способы и нормы их достижения. Большое значение имеет особая форма интереса — социальный интерес. Социальный интерес — это направленность системы социальных установок и ценностных ориентации на характер и структуру общественных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей и реализации ценностей какого-либо социального класса или слоя. В социальном интересе ценностью-объектом выступают общественные отношения. Структурно социальный интерес складывается из установок, из ценностных ориентации (или их элементов) на определенные общественные отношения и на способы и нормы удержания и реализации этих общественных отношений. Социальный интерес имеет различные степени развития, которое зависит от развития потребностей класса. Это является, в свою очередь, результатом развития общественно-экономической формации. Развитый социальный интерес включает ценностные ориентации на основные (базисные и надстроечные) виды общественных отношений и способы их достижения. Развитым социальным интересом рабочего класса является ориентация на социалистическую общественно-экономическую формацию, достигаемую в результате социалистической революции при определенных объективных предпосылках к этому. В основе социального интереса находятся ценностные ориентации, установки и оценки на экономические отношения, и прежде всего характер собственности, являющейся базовой ценностью системы социального интереса. Социальный интерес является основой любой классовой идеологии, которая и представляет собой теоретическое обоснование социального интереса класса. Нами рассмотрены основные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий (социальной среды) личностью. Они образуют определенную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания этой группы социально-психологических процессов. Сложившаяся у личности система социально-психологических форм не является жесткой системой с раз и навсегда данными однозначными связями. Взаимодействие потребностей (различного рода) и социальной среды (в конечном итоге, общественное бытие и общественное сознание) образует детерминирующее поле, в рамках которого связи системы имеют вероятностно-статистический характер.