Смекни!
smekni.com

Информационные революции в мировой истории (стр. 2 из 3)

Каждая революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям. Здесь всегда прослеживается закономерность: информационная революция сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации. Ученые выделяют пять великих информационных революций, которые оказали решающее воздействие на возможности человечества в освоении мира и на дальнейшее прогрессирующее развитие общества.

Первая информационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речью - человеческим языком. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощью знания.

Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века - начала истории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людей одним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становились хранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говоря современным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд, сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фонд палеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древних людей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средством стала документальная фиксация информации.

С развитием социальной деятельности людей информационная картина мира все более приобретает сигнальный, знаковый характер. Первобытный человек использовал дым от костра, зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. Затем на помощь довольно примитивным формам связи пришло письмо. С изобретением письменности связана вторая информационная революция.

Письменность - это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. Раннее, так называемое «рисуночное письмо», получило название пиктография (от латинского слова «пиктус» - писанный красками и от греческого слова «графо» - пишу). На поверхности скалы или на стенах пещеры рисунки процарапывались острым орудием (камнем, раковиной, костью) или наносились краской. Рисунки - пиктограммы изображали сцены охоты, военные сообщения, религиозные формулы, любовные письма и т.д.

Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Пиктография не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности. Поэтому она стала средством связи для множества людей. Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. Например, оно широко применяется в торговой рекламе, карикатуре «без слов», дорожных знаках, в книгах для детей дошкольного возраста и т.д.

Дальнейшая эволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, когда на развалинах первобытного строя складывались ранние классовые общества и государства. Управление государством требовало упорядочения письменной документации. Каждому возникающему государству требовалось заключение собственных соглашений с соседними странами, торговых сделок. С новой, рабовладельческой, общественной формацией связаны системы идеографического письма (идеография - от греческих слов «идеа» - образ, понятие и «графо» - пишу). На протяжении многих тысячелетий культурного развития человека шел постепенно процесс стилизации, схематизации пиктограмм. В письмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. За каждым понятием закреплялся отдельный знак. Пиктограммы утрачивали изобразительный элемент и превращались в условные знаки, графические символы. Таким образом, рисунки упрощались, а само письмо становилось все сложней.

Обучение идеографическому письму всегда было нелегким и длительным. Идеограмма передает целое слово, а не звуки и не слоги, из которых слово состоит. Количество идеограмм растет с увеличением словарного запаса языка. Трудно также отыскать сходство между изображением предмета и его идеограммой. Неслучайно одним из сложных для усвоения языком остается китайский - иероглифика, основанная на идеографическом письме.

Вследствие того, что идеографическое письмо было чрезвычайно трудным, оно было доступно узкому кругу - придворной знати, жрецам, монахам. Со временем развитие международных отношений потребовало, чтобы письмом владели не только избранные, но и мореплаватели, торговцы. Число грамотных людей значительно возросло с изобретением упрошенного, алфавитного письма. В алфавитном письме (алфавит - от названия первых двух греческих букв - альфа и бета) каждому звуку соответствует определенный знак. Заслуга создания и распространения первого подлинного алфавита, как чисто буквенно-знаковой системы, принадлежит древним финикийцам, у которых торговля, мореплавание и ремесло достигли исключительно высокого по тем временам уровня.

Изобретение алфавита позволило преодолеть разрыв между устной речью и языком, вызвало в общении людей качественные изменения, привело к «алфавитному мышлению». И в наше время преобладает эта гениально ясная и простая система письма, состоящая из двух-трех десятков букв.

Письменность - выдающееся достижение человеческого разума. Она оказала неоценимое влияние не только на материальную, но и на духовную жизнь людей. Стала формироваться письменная история человечества. Письменная речь остается главной формой фиксации и передачи информации до сих пор:

Молчат гробницы, мумии и кости, - лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена,

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

(И. Бунин, «Слово»).

Изобретение письменности позволило сделать резкий скачок в информационном развитии общества. Документальная фиксация информации активизировала обмен социальным опытом, его накопление для последующего неоднократного использования, сохранение от искажения.

Величайшим достижением эпохи письменных коммуникаций в древнем мире стала книга - главный инструмент трансформации культурного опыта поколений. В книгах, как важнейшей форме закрепления семантической информации (связного и достаточно пространного текста), заключены неограниченные возможности фиксации информации, и передачи се во времени и пространстве. История книги, величественная и трагическая, неотделима от истории развития общества. Во все времена книга была и остается орудием политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания.

В древнем мире рукописная книга существовала в разных формах: глиняных дощечек, папирусного и пергаментного свитка, «диплома» (двух деревянных дощечек, соединенных между собой), наконец, кодекса (прототипа современной формы книги) - многолистной пергаментной тетради с титульным листом, в переплете.

Книги, их количество, широта отражаемых знаний, искусство оформления служат показателем информационной культуры, общества. В то же время книжные собрания позволяют определить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческом отрезке жизни.

Общеизвестный пример знаменитая Александрийская библиотека. Она была основана в III веке до н.э., собирание ее продолжалось в течение нескольких столетий. Александрийская библиотека может служить символом, гиперконцентратом второй информационной революции, связанной с изобретением письменности. По приблизительным расчетам современной науки книжное собрание этой библиотеки определяло тот информационный минимум, который могло использовать и освоить тогда человечество. Ведь человек делает только то, что умеет, а умеет он то, что знает. Объем знаний, аналогичный объему Александрийской библиотеки, ограничивал технологический, социальный и общий духовно-культурный потенциал человечества, доступный для освоения.

На Руси, по свидетельству дошедших до нас документальных источников с начала IX века, было широко поставлено производство рукописных книг. Их количество было весьма значительно, но книги погибали в огне междоусобных войн и вражеских нашествий. До наших дней дошла только малая часть памятников русской письменности, таких как «Остромирово Евангелие», «Изборник», «Архангельское Евангелие», «Повесть временных лет», «Слово б полку Игореве». В древних рукописных книгах, летописях информационная культура Руси связывается с мировой информационной культурой, подтверждается интенсивное развитие общества, рост грамотности среди представителей всех классов.

Письменность в значительной мере способствовала сохранению произведений информации, появлению архивов, музеев, библиотек - специальных учреждений хранения, передачи, обработки информации. Однако, даже с началом Ренессанса, эпохи Возрождения, когда формировалась антифеодальная, светская культура и гуманистическое мировоззрение, скорость распространения информации не могла быть высокой. Ведь рукописная книга, по сути, есть способ элитарной коммуникации, как документ, изготовлявшийся и сохранявшийся в ограниченном количестве экземпляров. К тому же, каждый переписываемый вариант первого экземпляра книги по содержанию и внешнему исполнению значительно отличался от всех других вариантов, становился относительно самостоятельным. Средневековая рукописная книга представляла собой в каждом случае переписки уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Низкая скорость переписки текстов, недостаточная продуктивность, дороговизна этого процесса явно не удовлетворяли информационные потребности общества. Конфликт между объемом информации и потребностями общества привел к третьей информационнойреволюции – изобретению книгопечатания.