Смекни!
smekni.com

Культура в общественной системе, ее элементы, функции и формы проявления (стр. 6 из 6)

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Заключение

Культура как явление многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точно вскрыть его столь подвижную и трудно фиксируемую сущность.

Культура не наследуется генетически, это возделанное, сотворённое самим человеком в себе, в других людях, во внешней среде.

Культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряжённых, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приёмов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество. В рамках любой культуры, общества встречаются социокультурные различия между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далёкое от однообразия, застоя. Она (целостность) обеспечивается через многообразие субкультур, в её недрах формируются и развиваются новые элементы, а вместе с этим возникают и существенные различия, которые могут привести к противоречиям, конфликтам. Целостность культуры достигается не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающие синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодоление конфликтов. Западники как сто лет назад, так и сегодня "воюют" со славянофилами, коммунисты - с либералами и т.д. В наличии конфликта ценностей ничего сверхъестественного и необычного нет. Но сегодня в нашей стране, находящейся в стадии фактического обновления системы ценностей - самого сложного, драматичного (и даже подчас трагичного) социального процесса - резко увеличивается конфликтность общества.

Список использованных источников

1 Волкова Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2003

2 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: Инфра, 2000

3 Матецкая А.В. Социология культуры. – Ростов: 2006

4 Фролов С.С. Социология. – М.: МИРЭА, 2002.