Смекни!
smekni.com

Основные теоретические концепции социолога П. Сорокина (стр. 2 из 2)

Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: «Мы как бы находимся между двумя эпохами: «умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков….» [Человек, цивилизация.., 1992. С. 42].

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди так или иначе вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта - добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно пояснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством «моральной реконструкции человечества», в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

5. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

Идеи интегрализма оказались сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур.

Новая интегральная теория личности, - писал ученый, не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, по; этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом» [1993.С.143].

Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, пользуется тремя основными каналами — чувствами, разумом, интуицией. Процитируем в этой связи самого Сорокина: «Истина, познания с помощью интегрального использования всех трех каналов познания - чувства, разума и интуиции, — это более полная и более ценная истина нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человеческого знания - это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют» [Моя философия... 1992. С. 134].

Говоря о теории интегрального типа общества Сорокина, следует отметить, что он стремился представить свой вариант будущего. В 1960-х гг. в ряду концепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реалистическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организации и систем общественной жизни и необходимости использования лучших достижений каждой из них в интересах человечества.

Интегральная теория общества социолога была положена в основу его главного доклада VI Всемирному социологическому конгрессу, проходившему в 1966 г. во французском городе Эвиане. От его имени доклад был зачитан одним из членов американской делегации и распространен в письменной форме. Доклад был посвящен проблеме единства и многообразия в социологии. В нем Сорокин сравнил социологию с двуликим Янусом, одно лицо которого – единство, другое – разнообразие.

В то время призыв ученого к конвергенции социологии, сближению и единению ее представителей из разных стран был воспринят рядом отечественных авторов, в том числе и участников конгресса, как крайне реакционный и подвергнут резкой критике. Однако прошедшие годы показали, что Сорокин был прав. Время же для действительного единства в социологии при всем многообразии позиций приходит только теперь. Это единство в многообразии становится возможным благодаря возникновению совершенно новой политической и идеологической обстановки в мире, связанной с окончанием изрядно затянувшегося периода «холодной войны».


Список литературы

1. Г.Е. Зборовский. История социологии. Москва. Гайдарики, 2004

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Антонович И.И, Пол Лазарсфельд. Современная социология. М., 1994. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Бишкек, 1997.

4. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Ш., Самыгин СИ. Социология: история и современность.Ростов и/Д., 1999.

5. История социологии. Минск, 1993.

6. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

7. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

8. Морено Дж. Социометрия // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1961.