Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 9 из 10)

Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Конфликт - столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт - это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1. в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2. классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения(время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3. исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4. по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых - объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник - подчиненный, покупатель - продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых - отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные.

Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т.е. группы в конфликте не задействованы.

Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Тема 7. Социология власти и политики

Взаимоотношения людей в обществе и внутри каждой из социальных групп регулируются определенной системой норм и правил поведения. Эта система называется социальной культурой.

В социологии выделяют следующие принципы развития культуры:

1. целостность, определяемую общностью духовной и материальной культур;

2. приемлемость, обеспечивающую связь старого и нового;

3. саморазвитие, как сознательные и несознательные изменения в системе взаимоотношений;

4. взаимосвязь с другими формами культуры.

Среди источников развития социальной и других видов культур выделяются следующие:

Инновация — открытие и применение принципиально новых принципов действия, образов и норм поведения, выработка особых видов организации общества, разработка новых программ (политических, социальных и др.).

Использование культурного наследия прошлого — применение опыта и достижений науки и культуры при формировании норм и правил взаимоотношений в обществе. Однако нельзя принимать опыт предыдущих поколений безоговорочно. Он требует переосмысления и переоценки.

Диффузионизм культуры — взаимопроникновение культур в пространстве, те культурный взаимообмен среди различных обществ.

Функцией политической культуры является политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, мнений, ценностных ориентации, которые должны реализовываться в процессе осуществления функций политической власти.

Характерной чертой политической культуры является информированность людей, их знание теоретических проблем. Первоначальные знания и информированность приобретаются следующим образом: в детстве это отрывочные сведения, полученные в семье или в школе, во взрослой жизни — это информация от друзей, соседей, ситуативное общение на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и местожительству.

Меньшая часть политических знаний получается людьми в систематизированной форме: во время учебы и во взрослой жизни — через средства массовой информации или специальное обучение. Систематизированное, целенаправленное просвещения в современной России просто необходимо, а его отсутствие чревато серьезными издержками. Таковыми могут быть: потеря политической ориентации, притупление или искажение исторической памяти, пассивность политического поведения, безразличие и апатия.

Для политической культуры немаловажное значение имеют политические ориентации, ценности, установки. Это то, что формирует убеждения, готовность к действию. В российском обществе значительно увеличилось разнообразие политической ориентации. В современном обществе существует множество политических убеждений: от монархических до анархических, от религиозных до фашистских, от либеральных до коммунистических. Политическая культура воплощается в деятельности, но характеризует как сам факт участия, так и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику. Этот факт в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.

Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами государства, в котором живет человек, Например, полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет, к этому моменту он приобретает все права и обязанности, которые провозглашены в Конституции.

С точки зрения политической особые ограничения должны предъявляться к тем, кто становятся сотрудниками органов государственной безопасности, милиции, пограничных войск и т.п.

В обществе нельзя исключать социальных форм политической социализации, их необходимо развивать, дополнять, совершенствовать.

Основная часть населения находится в состоянии атрофии общественного сознания и поведения.

Гражданское общество и государство

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).

Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

Гражданское общество - это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой.