Смекни!
smekni.com

Особенности распространения проституции в современном российском обществе (стр. 10 из 14)

В Москве из 100 мужчин заражались венерическими заболеваниями до 1918 г. в 1924 г.
От проституток 53 32
от случайных женщин 31 23
от знакомых 14 34
от жен 2 10

Мы видим, что мужчины заражаются в 1924 году от проституток почти в 2 раза меньше. И это объясняется не тем, что проститутки раньше были все больны, а теперь стали здоровыми. Нет, это объясняется тем, что женщин, продающих себя за деньги, в наше (советское) время гораздо меньше, нежели было раньше. В годы советского строительства и работы женских организаций помогли тому, что на путь проституции женщина становится все реже и реже. Нужны особые причины, особая нужда, чтобы в трудовом государстве женщина превратилась в проститутку.

По материалам обследования 623 московских проституток, произведенного в 1924 году, видно, что 60% из них также пролетарского происхождения. Обследование, произведенное в Пскове, показало, что 85% проституток испытывают крайнюю нужду.

По сведениям Медицинского департамента, в 1900 году 83% всех проституток занимались проституцией только из-за крайней материальной нужды. Профессор Дубошинский приводит еще более убедительные данные о причинах, толкающих женщину к занятию проституцией. Из 601 проститутки, пожелавших указать причины своего падения, начали торговать телом из-за нужды 308 и в результате изнасилования — 152.

Статистикой установлено, что наибольший процент проституток происходит из бывшей домашней прислуги. Имеется множество случаев, когда соблазненная своим хозяином или его сынками домработница потом безжалостно выбрасывалась на улицу и, не будучи в силах противостоять голоду и безработице, начинала торговать единственным, что у нее оставалось — своим телом.

Нередко бывает, что проституцией начинают заниматься крестьянские девушки, впервые попадающие в город. Приезжает девушка из деревни в чужой город, где ей даже не у кого остановиться. Попадает в ночлежку, сталкивается с преступным миром и постепенно, сама того не замечая, опускается на дно.

В фабрично-заводских центрах большое число проституток происходит из рабочей среды. Есть случаи, когда в наших условиях девушки-работницы под влиянием окружающей обстановки и нередко из-за пьянства попадают в число жертв улицы.

При обследовании московских проституток в 1924 году установлено, что пролетарский элемент среди них дифференцируется следующим образом:

Бывшая прислуга 22%
Бывшие работники нар. питания 12%
Фабричные работницы 9%
Служащие магазинов 8%
Медперсонал 5%
Другие профессии 4%

Советская власть иначе поставила вопрос о борьбе с проституцией. За один только год – с 1924 по 1925 – по всему СССР (без автономных республик) органами милиции были выявлены и закрыты 2228 очагов проституции.

Но это, конечно, еще далеко не все. Проституция гнездится везде, и трудно еще сразу вырвать с корнем то, что насаждалось веками. Повсюду еще до сих пор сохранилось множество вертепов, где "из-под полы" идет торговля живым товаром. Несмотря на то, что все эти вертепы тщательно маскируются, все же они систематически выявляются, и в последнее время в одном только Ленинграде раскрыто и уничтожено много притонов.

Несомненно, для человека с нормальной психикой жить раздвоенной жизнью, в двух диаметрально противоположных мирах очень трудно, почти невозможно. Вечный спутник представительниц "свободной" любви – страх. Они страшатся, что попадутся на связях с преступной средой, опасаются, что окружающие заинтересуются, на какие доходы живут; боятся, что дети когда-нибудь узнают, чем зарабатывают их мамы; опасаются быть ограбленными своими же, из своего круга.

От страха "бегут" по-разному. Начинают пить, употреблять наркотики, но довольно быстро совсем опускаются, оказываются в числе бродяг. Некоторые ударяются в мистику, верят в бога, гороскоп, платят большие деньги экстрасенсам. Люди в состоянии страха опасны. Они ненавидят тех, у кого честь, достоинство, совесть дороже любых больших денег. Растлеваясь сами, они стремятся сделать такими же и окружающих. Чаще всего их влиянию поддаются те, кто не успел созреть духовно — подростки.

Их можно разделить на несколько основных групп. Первая — это относительно немногочисленная группа материально обеспеченных "дам полусвета" (элитарные, "центровые", "шаровые"). Они, как правило, имеют сравнительно высокий образовательный уровень, приличную работу (или "справку", что работают), квартиру и сожительствуют с мужчинами определенного круга (в том числе и иностранцами) за высокую плату.

Вторую группу образуют молодые и обычно внешне привлекательные женщины, которые тщательно следят за собой. Они стремятся делать вид, что "живут красиво", "прожигают жизнь". Услуги этих женщин оплачиваются довольно щедро. На первых порах многие из них работают, но рано или поздно начинают вести только праздный образ жизни. Клиентов начинают искать не только в ресторанах и компаниях, но и около гостиниц. Кончается же все для них сводником или панелью в буквальном смысле слова.

Третья категория проституток. Внешне они ведут благопристойный образ жизни, некоторые из них имеют семью, работают и числятся неплохими сотрудницами. Однако всегда готовы выехать по "заказу" в любое место и обслужить клиента. Посредником в таких случаях выступает сутенер.

Есть и четвертая категория проституток — "вокзальные", скорее алкоголички, чем проститутки. Они отдаются за небольшую плату или же за алкоголь. Их мир ограничен треугольником: вокзал, приемник, вендиспансер. Сутенеров они, конечно же, не интересуют, правда, иногда их "пасут" алкаши-бомжи, которые могут отобрать бутылку. На этой стадии нравственного падения происходит деградация личности; как правило, жизнь таких проституток заканчивается под каким-нибудь зa6opом.
В настоящее время на учете в органах внутренних дел страны женщин этой категории состоит чуть более 5000 человек, но, думается их гораздо больше, чем принято считать. По мере социальной деградации они прибегают ко все более криминальным способам поиска средств к существованию.
В 1987 году, например, зафиксировано 13526 правонарушений, связанных так или иначе с проституцией. Из них более 80% правонарушений — скупка и перепродажа вещей у иностранцев и лишь около 14% — проституция в "чистом" виде, не отягощенная сопутствующими преступлениями.

Подобно сексуальному насилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официально отрицалось. Конечно, были отдельные "распущенные женщины" с повышенными сексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такое поведение не было и не могло стать профессиональной деятельностью, так как в стране официально не было бедных. Юристы и социологи, особенно грузинские (Анзор Габиани), проводили на эту тему исследования, но все они были закрытыми и печатались под грифом "Для служебного пользования".

Заговор молчания был прорван в ноябре 1986 г. сенсационным очерком Евгения Додолева "Белый танец" в газете "Московский комсомолец" о райской жизни валютных проституток.[27] За первой статьей последовали другие, столь же сенсационные. Хотя проституция в них морально осуждалась, у бедных советских женщин, живших на скромную зарплату и не могших покупать дорогие модные наряды, этот образ жизни невольно вызывал жгучую зависть.

При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 г. валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий. При опросе московских школьников и учащихся ПТУ, проведенном "Литературной газетой", относительно наиболее престижных и доходных профессий, проститутки разделили с "директорами" и "продавцами" 9-11 места, опередив журналистов, дипломатов и таксистов, не говоря уже о профессорах и академиках.

Правда, вскоре выяснилось, что журналисты, как всегда, многое упростили. Интердевочки, "путаны", работающие только за валюту, оказались лишь верхушкой айсберга, немногочисленным аристократическим слоем; чтобы попасть туда, нужны внешние данные, квалификация и, главное, как всегда и везде, связи. Гораздо более многочисленная категория проституток, работавших за советские "деревянные* рубли, рискует гораздо больше, а зарабатывает неизмеримо меньше. А внизу этой лестницы стоят опустившиеся, спившиеся женщины, околачивающиеся по вокзалам и подворотням, которым и вовсе не позавидуешь. Кроме профессиональных проституток, существуют любительницы, которые продают свое тело ради дополнительного дохода, чтобы приодеться, а то и просто для пополнения семейного бюджета.

Первые выступления прессы по этому вопросу были окрашены, с одной стороны, завистью, а с другой - ненавистью ("Их, проституток, надо обливать бензином и поджигать", "Я бы всех проституток уничтожал").

По мере развала советской экономики, проституток, добровольных и вынужденных, становилось все больше (только с 1987 по 1989г. количество известных милиции элитных проституток в Москве выросло на 11 процентов,[28] - а точного числа их не знает никто), а отношение к ним - спокойнее. Появились и социологические исследования[29], не всегда сопоставимые и часто с сильным ведомственным, милицейским душком. Поэтому когда один автор доказывает, что проститутки происходят преимущественно из бедных, малообеспеченных и неблагополучных семей, а другой это категорически отрицает, оба могут быть правы.