Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание понятия "качество жизни" (стр. 2 из 3)

- опора на собственные физические и духовно-нравственные силы.

Оба направления в процессе социализации молодого поколения происходят одновременно. Иногда они противостоят друг другу, иногда тесно сплетаются в один клубок, что прямо воздействует на самоопределение личности. Разумеется, все перечисленные характеристики “нового” человека постсоветской России имеют характер относительных и условных категорий. Они могут сочетаться самым причудливым образом как между собой, так и в связи со старыми критериями. В итоге рождается крайне запутанная и противоречивая картина социализации. Буквально каждый человек мечется из стороны в сторону, склоняясь то в одну, то в другую сторону.

Зрелое поколение, надо сказать, в основном уже сделало свой выбор: одни остались на прежних позициях, другие перешли в лоно новомодного прагматизма. Сложнее обстоит дело с молодежью, которая не обладает достаточным опытом и не получает от общества четкой ориентации. В итоге весь процесс ее социализации происходит стихийно подобно “уличному” воспитанию подростка, лишенного постоянной родительской опеки. Веер предпочтений интересов и поведения в этой связи принимает широкий и разнообразный характер - от самых положительных до отрицательных.

Условно к позитивным формам социальной активности можно отнести общественно-полезный труд, творчество во всех его формах, науку, искусство, спорт, просвещение и др.

Есть и протестные формы социального поведения. Часто они выливаются в активные выступления в защиту своих интересов, как, например, забастовки, демонстрации и пр. Иногда протест принимает «пассивный» характер, выражаясь в отказе от участия в голосовании или голосовании “против всех”, эмиграции. Особую разновидность представляют собой такие явления как субкультура «андерграунда», движения типа хиппи, футбольных “фанатов” и пр.

Нельзя не отметить и деструктивные, разлагающие личность и наносящие вред обществу деяния, как, например, наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, экстремистская деятельность.

В реальной жизни разнонаправленные тенденции переплетаются или сменяют друг друга. Особая сложность их анализа обусловлена противоречивостью сознания и подсознания человека. Ведь иногда самые лучшие побуждения могут обернуться недостойными и просто преступными действиями.


3. Пути и возможности повышения качества жизни через самореализацию и социальную активность личности

За последнее десятилетие проблема самореализации приобрела особую актуальность. Первоначально она была сформулирована в рамках психологии, но вскоре приобрела явно философское звучание. Дело в том, что процесс самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека. На основе идеи самореализации могут быть синтезированы разнообразные и внешне плохо стыкующиеся знания о человеке (философские, научные, религиозные и пр.).

Вне контекста самореализации чаще всего формируются чисто суммативные представления о человеке. Самореализация может развертываться одновременно в нескольких направлениях: по линии выполнения требований социальных структур, свободного развертывания способностей и задатков, по линии реализации ценностных установок. Активность человека может при этом подчиняться господствующей в обществе идеологии, требованиям социальной мифологии и т.п. В конечном счете это может привести к возникновению противоречий между этими, сильно различающимися типами самореализации. На процесс самореализации оказывают влияние как внешние, так и внутренние условия.

Наиболее благоприятной является самореализация человека одновременно в различных сферах. Самореализация человека в какой-либо отдельной сфере не может сделать его счастливым и гармоничным. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения.

В самом общем случае под самореализацией понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социальные структуры [1].

Процесс самореализации - это познание на протяжении всей нашей жизни своей внутренней сути. Стать совершенным - для нас не главное. Главное - сам процесс становления.

О самореализации, так или иначе, давно писали многие и философы, и писатели, и психологи, но подозреваю, что до однозначного конца это поле не удалось распахать никому. Потому как вероятно, это в принципе невозможно. Данная тема сложна и многопланова - именно из-за своей неопределенности.

Самореализацию можно рассматривать через качество жизни, т.е. если человек создал, свою жизнь, то она является качественной, значит человек самореализован. И наоборот, если человек самореализован, то жизнь в какой то мере качественна (так как самореализация является одним из элементов качества).

Под качеством жизни, следует понимать комплексную оценку жизнедеятельности людей, представляющую собой систему показателей, которая характеризует уровень реализации потребностей человека, степень достижения своих жизненных целей, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества.

Наиболее целесообразно рассматривать самореализацию личности через обеспечение качества жизни.

Самореализация - это разрешенность противоречий между внутренним и внешним миром человека, т.е. мы что-то хотим (это внутренний мир), но мы этого не имеем (из-за ограниченности внешнего мира), и это влияет на представление о качественности нашей жизни.

Самореализация наступает в тот момент, когда достигнут баланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то что мы хотели, к чему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованы и можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в период его действия другие потребности отступают на задний план.

Самореализация этот стремление к созданию баланса либо по всем направлениям, либо по одному (качество жизни либо счастье жизни).

Составляющими элементами самореализации, или можно сказать необходимые и достаточные условия, при которых личность самореализована это: наличие дохода: предметов потребления (квартира и бытовая техника); организация досуга; деньги и их накопление вес в обществе; признание родителей; чувственные переживания (семья, любовь, секс и т.д.)

Следует заметить, индивидуальность каждого человека оказывает влияние и на самореализацию. Одному человеку очень важно наличие какого-то одного элемента, а другому необходимы все.

Наиболее полно самореализация осуществляется в процессах творчества. Творческие достижения в конечном счете получают признание как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самореализации, как правило, теряют свою значимость. Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения. В процессе творческой деятельности он приобретает качества, которые недоступны подавляющему большинству людей. Естественно, при этом отступают на задний план такие формы самоутверждения, как овладение материальными ценностями, престижное самоутверждение, приобщение к информации и интеллектуальной элите общества и т.п. И не удивительно, что подавляющее большинство людей хотят реализовать себя именно в творчестве. Это полностью подтверждается социологическими исследованиями.

До настоящего времени не удалось выявить наиболее благоприятное сочетание разнообразных факторов, способствующих реализации творческой активности человека. Среди таких факторов отмечают такие, как наследственность, способности, мотивации, внешние, в том числе — социальные, условия и т.д. Этим, видимо, объясняется существование различных подходов к проблеме творчества. Скажем, если субъектоцентрический подход ориентирован на рассмотрение игры интеллектуальных сил, реализацию высших форм психической активности, талантов, способностей и т.п., то в контексте социоцентрического подхода творчество уже рассматривается как активность, направленная на создание новых оригинальных продуктов, вещей, ценностей, имеющих объективную, общественную значимость. Однако в реальной жизни творчество сочетает в себе и свободную игру интеллектуальных сил и необходимость включения в жесткие социальные структуры. Целостное понимание творчества позволяет интерпретировать его как бы в различных измерениях, и с точки зрения личности и общества, последствий его результатов для общества. Такой подход является достаточно многомерным и одновременно крайне противоречивым.

Итак, творчество является высшей формой самореализации человека, ибо в нем воспроизводятся наиболее существенные и значимые феномены, представляющие собой явно выраженные целостные образования, в которых интегрированы рациональные и иррациональные компоненты. Все попытки воспроизвести такие явления в рамках только рациональных или только иррациональных представлений оказались неэффективными. Научные концепции не справляются с этой задачей, потому что наука на всех стадиях своего развития пытается исключить все иррационалистические моменты, т.е. все, что не укладывается в рамки ее категориального аппарата. Иррационалистическая же традиция, наоборот, не признает рационально оформленных компонент или сильно их деформирует.


Заключение

Таким образом, в заключение данной работы можно сделать следующие выводы.

В последнее время "качество жизни" как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.