Смекни!
smekni.com

Постиндустриальное общество (стр. 3 из 5)

Обильному питанию мясом и молоком и молочными продуктами ариев и семитов следует приписать более успешное развитие этих рас.

2.3. Высшая ступень. Начинается с плавки руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества. Эта ступень самостоятельно пройдена лишь в Старом свете. Она более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени вместе взятые. К ней принадлежат греки героической эпохи, италийские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

Автор «Происхождения семьи…» по какой-то причине в этот перечень не вносит галлов (галлаатов), сарматов, саксов, гунов и прочих азиатских ариев, господствовавших в те благословенные времена на всей территории Евразийского континента от Атлантики до Великого Океана. Очевидно, что на упоминание об этих народах и их вкладе в Историю человечества наложено жесточайшее табу, во всяком случае, в нашей стране. (Ян Радий)

Прежде всего, появился плуг с железным лемехом, домашний скот в качестве тягловой силы. У семитов – бык, у ариев (оратов) – конь. Благодаря этому стало возможным земледелие в крупном размере, полеводство, а вместе с этим практически неограниченное для тогдашних условий увеличение жизненных припасов. Корчевка леса с помощью железного топора и лопаты превращает его в пашню и луг. Вместе с этим начался быстрый рост населения.

Полный расцвет высшей ступени варварства выступает перед нами в поэмах Гомера, особенно в «Илиаде». Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектурного искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями, гомеровский эпос и вся мифология – вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию. И этот период с разницей в сотни лет, так или иначе, прошли почти все культурные народы Старого света.

Итак, ДИКОСТЬ – период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения.

ВАРВАРСТВО – период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства.

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РОДОВОГО ОБЩЕСТВА ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Возникнув на средней ступени дикости и продолжая развиваться, род достигает своего расцвета на средней ступени варварства. В качестве примера в 19-м веке выступают краснокожие индейцы, среди которых долгое время жил сам Генри Льюис Морган. Племя делилось, чаще всего, на два рода; эти первоначальные роды распадаются каждый, - по мере роста населения, - на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия; самое племя распадается на несколько племен, в каждом из них мы, - большей частью, - вновь встречаем прежние роды. Союз включает родственные племена. Эта организация представляет собой естественно выросшую структуру, соответствующую тогдашним общественным условиям. Она в состоянии улаживать конфликты внутри общества. Конфликты с внешним миром устраняет война. Она может кончиться уничтожением племени, но не его порабощением. Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляется в том, что здесь нет места для господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; не возможно расслоение племени на различные социальные сословия (страты – так говорят современные социологи). Население в высшей степени редко; оно гуще только в месте жительства племени; разделение труда – чисто естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром виде и изготавливает необходимые для этого орудия. Женщина работает на дому и занята приготовлением пищи и одежды – варит, ткет, шьет. Каждый из них – хозяин в своей области: мужчина – в лесу; женщина – в доме. Каждый является собственником изготавливаемых и употребляемых им орудий: мужчина – оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина – домашней утвари. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. То, что изготавливается и используется сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка. На этом этапе остановились индейцы Америки.

В Азии люди пошли дальше. Они нашли животных, которых можно было приучить. За самкой дикого буйвола нужно было охотиться. Приученная же она ежегодно приносила теленка и давала молоко. У ариев (оратов) и семитов главной отраслью сделалось сначала приучение, а потом и разведение скота, и уход за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров.

Это было первое крупное общественное разделение труда.Пастушеские племена производили не только больше, чем остальные варвары, но и средства к жизни были другие. Молоко, молочные продукты, мясо, шкуры, шерсть, козий пух и выделенные из них пряжа, ткани и пр.. Это впервые сделало возможным обмен. Очевидно, на ранних ступенях развития (высшая ступень дикости, низшая ступень варварства) обмен был случайным, связанным с особым искусством в изготовлении оружия и орудий, что вызывало временное разделение труда. Например, археологи очень часто обнаруживают остатки мастерских по изготовлению каменных орудий каменного века. Мастера, развившие здесь искусство, работали за счет и на пользу всего коллектива. То есть обмен мог происходить только внутри племени.

С выделением пастушеских племен созрели условия для обмена между членами различных племен. Первоначально обмен производился между племенами при посредстве родовых старейшин каждой стороны; когда же стада стали переходить в обособленную собственность, стали преобладать, а потом сделался единственным – обмен между отдельными лицами. Главный предмет обмена – скот. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары. Скот приобрел функцию денег и служил деньгами уже на этой ступени.

Огородничество, вероятнее всего, было не известно ариям и семитам на низшей ступени варварства. Оно появилось не позднее средней ступени варварства, как предшественник полеводства. Сначала зерно производилось для скота, но скоро оно стало пищей и для человека. Климатические условия Евразийского континента диктовали необходимость производства запасов зерна и трав. Обрабатываемая земля оставалась собственностью племени, и передавались в пользование сначала роду, позднее самим родом – домашним общинам, потом – отдельным лицам. Отдельные лица могли иметь известные права владения, но не больше.

Из достижений этой ступени в области промышленности важное значение имеют два: первое – ткацкий станок, второе – плавка металлических руд и обработка металла.

Увеличение производства во всех отраслях – скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле – сделало рабочую силу человека, способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее. Вместе с тем оно увеличивало ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов. Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности с необходимостью влекло за собой рабство.

Из первого крупного разделения общественного труда возникло первое крупное разделение общества на два социальных слоя (класса, страты) – господ и рабов. Поскольку скот был собственностью мужчины, то и весь товар и рабы, которые обменивались на скот, стал доставаться ему. Если «дикий» воин и охотник был на вторых ролях в семье по отношению к женщине. То скотоводство оттеснило женщину на второй план. С утверждением фактического господства мужчины в доме наступило его единовластие. Матриархат пал, было введено отцовское право. Парный (групповой) брак перешел к моногамии. Это дало трещину в древнем родовом строе. Отдельная семья стала противостоять роду.

Следующий шаг – эпоха железного меча, железного плуга и топора. Прогресс стал неудержим. Богатство стало возрастать быстро, но как богатство отдельных лиц. В ткачестве, обработке металлов и других ремеслах совершенствовалось мастерство производства. Земледелие давало теперь наряду с зерном, стручковыми и фруктами, также растительные масла и вино. Произошло второе крупное разделение общественного труда: ремесло отделилось от земледелия. Рабы перестали быть простыми подручными; их десятками и сотнями гонят работать на поля и в мастерские. Возникает производство непосредственно для обмена, - товарное производство не только внутри племени, но уже и с заморскими странами. Благородные металлы начинают становиться преобладающим и всеобщим товаром – деньгами, но их еще не чеканят, а только обменивают по весу.

Цивилизация упрочивает и усиливает все эти возникшие виды разделения труда путем обострения противоположности между городом и деревней. В результате происходит третье, свойственное лишь цивилизации, разделение общественного труда. Создается сословие, которое занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов.

Это сословие, не принимая никакого участия в производстве, захватывает, в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей. Образуется сословие паразитов. Вместе с этим появляются металлические деньги, а с ними – новое средство господства не производителя над производителем.