Смекни!
smekni.com

Предмет и метод социологии права. Основные этапы становления социологии права (стр. 2 из 7)

Особое внимание Р. Паунд и его последователи уделяют изучению деятельности юристов, в первую очередь судей, от которых зависит реализация права. Они считают, что применение правовых установлений определяется не столько знанием правовых норм и логикой, суждений, сколько интуицией и опытом лиц, применяющих эти нормы к конкретным действиям конкретных лиц в конкретных обстоятельствах. В итоге судебная практика выступает не только в качестве критерия оценки эффективности правовых норм, но и важного фактора познания правовых явлений, изменения их оценок, а следовательно, и корректировки самих правовых установлений.

Такой подход резко расширяет диапазон правоприменительной деятельности. Он предполагает расширение судейского усмотрения в процессе толкования применяемых правовых норм. Сторонники американской школы социологии права признают за судебной властью не только возможности, но и реальные права на нормотворчество по собственной инициативе. Осуществляемое судьями правоприменение и является реальным правом, правом в реальном действии. Поскольку нормативный материал далеко не исчерпывает всего содержания права, и правоприменительные органы призваны его дополнять и обогащать. Они должны учитывать возрастающую сложность общественных отношений и растушую в связи с этим вариативность применения тех или иных правовых установлений.

Такой подход представляется правомерным, поскольку общество развивается быстрее, чем существующая в нем правовая система. Периодически возникает потребность адаптации правовой системы к процессу социальных изменений. Поэтому правовые нормы должны пониматься не в их абсолютном значении, а как обобщенные указатели того, что и как должны делать правоприменители в процессе своей профессиональной деятельности.

Весьма важной задачей социологии является выявление и определение эффективности социальных функций права. Исходным в решении этой задачи выступает представление о многофункциональности системы права. Ее функции, в конечном счете, детерминированы материальными условиями жизни общества и существующей в нем политико-правовой системой.

Ведущей, основной и определяющей в правовой системе является функция интеграции, сплочения социальных образований (групп, классов, наций и народностей всего общества). Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами (экономической, политической, моральной и другими) должна действовать для достижения основной цели - социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека, а тем самым и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.

Эта функция воплощается:

- в интеграции элементов политической системы,

- в укреплении связей между ними,

- в сплочении людей,

- в обеспечении контроля за соответствием поведения людей правовым нормам.

Все остальные функции права являются производными от этой основополагающей и конкретизируют ее.

Важную роль играет регулятивная функция правовой системы, которая выражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству и его органам. Эта функция

- обеспечивает регулирование отношений в обществе посредством установления обязанностей, запретов и дозволений,

- создает позитивные стимулы для общественно-полезной деятельности,

- создает предпосылки развития гражданско-правовой активности индивидов и групп,

- предполагает закрепление, развитие и охрану складывающихся общественных отношений,

- стимулирует новые форм собственности, инновационной, коммерческой, правотворческой и иной деятельности.

Существенное значение имеет охранительная функция правовой системы. Она обусловлена необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов и прав гражданина, социальной группы, общества в целом. Основное назначение этой функции - предотвращение правонарушений. Основными средствами ее осуществления являются:

- запреты совершать действия, нарушающие права граждан, их объединений, организаций, государства,

- формирование состава правонарушения, установление соответствующих этому санкций, применение санкций, применение мер государственного принуждения,

- реализация юридической ответственности индивидов, их групп, организаций.

Специфическим содержанием обладает коммуникативная функция правовой системы. Ее сущность воплощается в создании, восприятии, усвоении, переработке, хранении и использовании правовой информации, имеющей предписывающий характер. Цель этой функции - информирование граждан, организаций, должностных лиц посредством тиражирования и распространения юридических норм:

- о позиции государства в отношении требуемого, дозволенного или запрещенного поведения,

- о последствиях нарушения правовых предписаний,

- о мере ответственности физических и юридических лиц за допущенные правонарушения.

Наряду с функциями правовой системы возникает вопрос и о функциях социологии права как относительно самостоятельной области научного знания.

Известный французский специалист в области юридической социологии Ж. Карбонье выделяет две основные функции этой специальной социологической теории.

Первая из них - научная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы социологическими методами исследовать все многообразие юридической реальности:

- сущность и роль правовых актов,

- причины их возникновения и развития,

- особенности применения их в судебной практике,

- связи права с моралью, политикой, религией, экономикой,

- роль личности в юридических явлениях,

- изменение правовых норм и тенденций их практической реализации.

Вторая функция юридической социологии - практическая. Наиболее очевидные ее проявления - искусство судить и законодательное искусство, юриспруденция и законотворчество, искусство договора (внесудебная практика, например, нотариальная). Социология права и здесь может выступать в качестве практико-прикладной науки.

Ж. Карбонье подчеркивает, что вторжение социологии в сферу судебной деятельности может происходить в двух основных формах.

Во-первых, это социологическая экспертиза. Здесь социология выступает в качестве вспомогательного средства, используемого судом.

Во-вторых, она выступает как субинститут (заменитель) судьи: речь идет о социологическом толковании. Конечно, судья не единственный интерпретатор закона, в этой роли могут выступать и другие специалисты, например, юрисконсульты, но только судья «может придать толкованию обязательную силу».

Ж. Карбонье рассматривает проблему взаимосвязи социологии с законодательством, в том числе и через призму правовой реформы. Он подчеркивает, что на социологию может быть возложена задача психологической подготовки реформ. Это социология, предшествующая закону - предзаконодательная социология. На социологию может быть возложена и задача объяснения принятого закона. Это послезаконоиодателъная социология.

Реальная жизнедеятельность системы права воплощается не в текстах законодательных актов и кодексов. Она конкретизируется в реальных взаимодействиях людей и социальных групп, соблюдающих или нарушающих правовые нормы.

Поэтому такое важное значение в социологии права придается изучению социальных механизмов действия правовых норм и установлений. Исходя из современных представлений, можно предложить следующую схему социального механизма действия правовой системы. Основным субъектом действия этого механизма выступает управляющая социальная система - государство, его управляющие, регулирующие, контролирующие, правоохранительные органы. Эта система возводит в закон интересы господствующего социального слоя (класса) и придает им юридическое правовое оформление в виде правовых норм. Но эти правовые нормы не являются чисто субъективными установлениями (предписаниями). Они испытывают детерминирующее влияние социально-экономических, политических, социокультурных факторов, преломляют это влияние в своем содержании. В результате трехстороннего взаимодействия социальной системы управления с социально-экономическими, политическими и другими факторами, с одной стороны, и нормативно-правовой системой, с другой, - в обществе возникает специфически действующая юридическая коммуникативная система, которая связывает информационными потоками управляющую и регулируемые социальные системы - личности, социальные группы, организации, общество в целом. На основе восприятия, оценки, переработки юридической информации каждая из этих систем может осуществлять действия, согласующиеся с правовыми нормами (правомерное поведение) либо противоречащее им (противоправное поведение).

Разумеется, в схеме выражен идеально-типический вариант структуры и действия социального механизма правовой системы. В реальной действительности в любом из звеньев данного механизма или во взаимодействии любой пары его компонентов могут возникнуть противоречия, сбои, конфликтные ситуации. Отставшим от реальных социально-экономических и политических условий может оказаться существующая в стране система законодательства. Возможны различные нарушения в механизмах передачи юридической информации и т.п. Все это способно осложнить действие социального механизма правотворчества и правоприменения, снизить его эффективность, привнести в него элементы непредсказуемости и дезорганизации. И все-таки, при всех неизбежных ограничениях приведенная схема дает представление о структуре и действии правовой системы в ее органическом взаимодействии с социально-экономическими, политическими, социокультурными факторами, с социальными группами и организациями.