Смекни!
smekni.com

Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности (стр. 3 из 3)

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие челове

ческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.

4. Человек и потребности в эпоху Просвещения

Развернутая концепция потребностей появляется в трудах мыс­лителей эпохи Просвещения (XVIII в.). Так, взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы».

Гольбах считает, что «Первые потребности», вложенные в человека природой, — это пища, одежда, жилище и семья. «По удовлетворе­нии их он вынужден вскоре создать себе совершенно новые потреб­ности, или, вернее, его воображение начинает заниматься утончением первых потребностей». Человек — продукт природы, хотя и подчи­няющийся наряду с законами природы еще некоторым «специаль­ным законам». Материалисты XVIII в. еще не знали, что эти «спе

циальные законы» имеют не биологический, а социальный характер. Тем не менее, приблизившись к раскрытию социальной природы человека, они увидели взаимосвязь людей в обществе, существующую и укрепляющуюся именно благодаря человеческим потребностям. «Если бы все люди были совершенно довольны, то на свете не было бы никакой деятельности, — пишет Гольбах. Благодаря своим потребностям, желаниям, фантазиям мы находимся в зависимости от других людей; благодаря им каждый из нас вынужден — ради своего собственного интереса — быть полезным другим существам, способным доставить ему предметы, которых он сам не имеет. Всякий народ есть просто соединение множества людей, связанных друг с дру­гом своими потребностями и своими удовольствиями».

П. Гольбах приходит к, выводу, что возрастание потребностей — бесконечный процесс, постоянно развертывающийся в обществе и регулирующий поведение людей: «Рост потребностей отдельных лю­дей, а также политических обществ, является чем-то необходимым; он зависит от природы человека; когда удовлетворены естественные, потребности, то они неизбежно заменяются потребностями, которые мы называем мнимыми или условными: последние становятся столь же необходимыми для нашего счастья, как и первые». Однако бла­горазумный человек не стремится удовлетворить любые желания и потребности. Он контролирует их, воздерживаясь от удовольствий, которые могли бы принести вред. Гольбах повторяет мысль Эпику­ра о том, что достижение счастья вовсе не требует безудержного ис­полнения любых желаний, бесконечной погони за удовольствиями: «Счастье является таким редким исключением лишь потому, что лю­ди видят его в лишних, бесполезных для их благополучия вещах или, же в вещах, которые обращаются в настоящее зло для них». Фран­цузский философ, таким образом, ищет критерий разумности потреб­ностей в их значимости для человека, для достижения им счастья.

Гольбах и другие материалисты вплоть до Людвига Фейербаха (1804-1872) развивали натуралистическую концепцию человека, фактически рассматривая его как материальное существо и часть природы. Природными свойствами человеческой натуры объясня­лись и потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. Только философы XIX в. описали потребности людей как исторически развивающуюся систему, которая усложняется от одной эпохи к другой.


Список используемой литературы

1. Гольбах П.А. «Система природы». М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1040 г.

2. Орлов В.В. «Человек, мир, мировоззрение». М.: молодая гвардия, 1985 г.

3. Обуховский К. «Галактика потребностей. Психология влечений человека». СПб.: Речь, 2003 г.

4. Орлов С.В., Дмитренко Н. А. «Человек и его потребности. – СПб.: Питер, 2007г.