Смекни!
smekni.com

Преступление - бизнес другим путем (стр. 1 из 6)

Преступность – биЗнес другим путем.

«Какова цель человеческой жизни? Стать богатым.

Каким путем? Нечестным быстрее, честным дольше.

Честным, только если иначе нельзя.»

Марк Твен

Преступность существует во всех общественных системах, но ее специфика и размах определяются доминирующими в обществе культурными ценностями и социальными целями. Преступность в Америке, во все времена, отличалась от европейской своими масштабами, разнообразием и была результатом демократических и экономических свобод, огромной социальной динамики. Общество ставило единственную цель – богатство, в борьбе за него участвовали многомиллионные массы, что не могло не привести, наиболее энергичных и способных преодолевать все барьеры, к поискам окольных, обходных путей.

Законы юридические и нравственные нарушались всегда, и всегда осуждались как деградация человека, как предательство священных норм жизни. Но, к середине 19-века, преступление в глазах общественного мнения стало оцениваться иначе. В это время начало формироваться капиталистическое общество, в котором экономика стала занимать центральное место в шкале общественных ценностей и прежде всего в Соединенных Штатах, где государство выполняло служебную роль по отношению к экономике, оно обеспечивало законодательную базу для индивидуального предпринимательства.

Американский национальный характер формировался на идее индивидуального материального успеха, а для этого были необходимы такие качества, как энергия и умение генерировать новые идеи, новые методы, способность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении общепринятых запретов, преодоление всех физических и практических границ, поиск новых неизведанных путей, смелость первооткрывателя. Эти же качества национального характера причина высокого уровня преступности в США.

«Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается обществом не как антиобщественный акт, а как бизнес другим путем, самый короткий путь к богатству», писал Даниел Белл, ведущий социолог страны в 60-70ые годы прошлого века, в книге «CrimeistheAmericanwayoflife», Преступность – это американский образ жизни.

В докапиталистическую эпоху преступление воспринималось как индивидуальный выбор, приводящий к распаду личности. В 20-веке преступление перестало быть выбором личности, утратило трагедийные черты. Как в жизни, так и в литературе, преступление стало будничным социальным явлением, одним из способов решения жизненных проблем и, прежде всего, проблем экономических.

Теодор Драйзер в своих романах - «Титан», «Гений», «Финансист», показывает героя, Каупервуда, который переступает все законы этические, нравственные, юридические, но все это полностью оправдано Американской Мечтой, мечтой об индивидуальном успехе. Честный путь к мечте долог и мало эффективен.

«Общество делится на рабов, живущих по принципам рабской морали, и тех, кто способен переступить мораль – это те, кто способен создавать богатства и умеет властвовать», - пишет Драйзер в 1913 год, - «Удел слабых поражение. В отличие от сильных они боятся общественного мнения. Они слишком трусливы, чтобы пойти на риск взять что-либо чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и богатства. Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что борются и поэтому побеждают».

Заявление Драйзера может показаться преувеличением, Драйзер – литератор, а литература всегда пользуется преувеличением, как профессиональным приемом, но об этом, почти в тех, же выражениях, говорит человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы, не прочитавший в своей жизни, ни одной книги, Луиджи (Лаки) Лучиано, босс боссов мафии 30-ых – 40-ых годов, – «Каждый хотел бы отнять что-либо у других, только у большинства не хватает смелости. У нас, у Ма­фии, она есть.»

Классик литературы и “титан” американского преступного мира, также как и Раскольников Достоевского, делят мир на героев и “тварей дрожащих”. Если следовать идее Достоевского о том, что нельзя пролить “слезинку ре­бенка”, тогда нужно отменить Прогресс. На миллионах “слезинок” строится мир материалистической цивилизации.

«Страна предоставляет тебе выбор – или тебя грабят, или ты грабишь», говорил Барнум, создатель самого известного в Америке цирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума - «Простаки рождаются каж­дую минуту» (There'sasuckerborneveryminute) – имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда она была произнесена. Ты или “sucker” - недотепа или “swindler”, “sharpie” - острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки режет, способен всех обвести вокруг пальца.

Турчанинов, полковник генштаба русской армии, иммигрировавший в Америку в 1856 году, ставший бригадным генералом в армии Севера в годы Гражданской войны, - «Smartguy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй, в каком бы то ни было классе сословия, если он не попал на виселицу, он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят бо­лее, чем библии.»

Турчанинов судил Америку с точки зрения этики, морали, но Америка строилась не на идеологическом, а на экономическом фундаменте, фундаменте свободного рынка, а в основе культуры рыночного общества лежит концепт обмана и манипуляций, в нем существует лишь мораль успеха. Как говорил еще Цицерон, - «Рынок – это призвание тех, кто покупает для того чтобы перепродать подороже, и они не могут это сделать без наглого и беззастенчивого обмана.» Энгельс называл экономику формой дозволенного обмана.

В феодальном обществе богатства приобретались насилием, рыночная демократия предложила более цивилизованные формы – обман, построенный на убеждении.

«Вся жизнь рыночного общества построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной жизни. Успех во всех социальных сферах завоевывают только те, кто обладает способностью убеждать, способностью продать свой товар и свои идеи» Социолог Джеймс Комбс.

Главный инструмент убеждений – язык, и он отражает приоритет тех или иных качеств отношений между людьми в данной культуре, часто просто в количестве используемых слов.

Вамериканскомвариантеанглийскогоязыкасуществуетбольшетерминовдляобозначенияразличныхтиповобманщиковиприемовобмана, чемвдругихязыкахмира., - frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters, swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats, pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, four‑flushers, bunk, baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, him‑hamming, chisel, welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling a bill of goods, the put‑on, a raw deal, diddling, swindling, the snow job, the come‑on, the gambit, the royal shaft, the set‑up, being fleeced, getting burned, the ream job, conning.

Большинство из этих терминов непереводимы, они отражают специфи­ку деловых и человеческих отношений, характерных только для американ­ской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенно­сти и изощренности обмана.

Гарри Линберг в своей работе «Тhe ConfidenceManinAmericanliterature», «Мошенник в американской литературе», показывает, что американская культура создала специфическую форму гениальности – гениальности обманщика.

Этот социальный тип видит общество как сборище недоумков (suckers), которых он может убедить в своей заботе об их благополучии и, таким образом, за чужой счет, создать благополучие собственное.

С одной стороны, какой же разумный человек будет действовать про­тив собственных интересов, с другой стороны, в каждом человек существует желание верить. Мы не всегда доверяем собственным чувствам и убеждениям, и готовы доверять тем, чьи убеждения логичнее и эмоционально более интенсивны, чем наши. Манипулятор не обязательно использует открытый обман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением.

В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения, бизнесмены, капиталисты, финансисты. Во второй половине ХХ века, с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои. Все, в той или иной степени, стали бизнесменами, капиталистами, финансистами - играют на бирже, вкладывают свободные деньги в бизнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а в них самым важным является умение убеждать, умение купить дешевле, продать дороже.

В общественной шкале престижа, мошенники, добившиеся значитель­ного успеха хитроумным обманом, традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, требует активного творчества.

Продажи, в широком социальном смысле, требуют изощренной изобретательности, и сами качества сэйлзмена–манипулятора наиболее уважаемы в рыночном обществе. В греческой мифологии, покровитель творческих профессий, Меркурий, был богом всех искусств, включая торговлю и воровство.

Америка всегда была страной творческого подхода ко всем проблемам, всегда искала и находила новые, небывалые пути и, прежде всего, в создании богатств, недаром ее называли страной неограниченных возможностей, “landofunlimitedopportunity”.

По замечанию социолога Эмиля Дуркхайма, если возможности беспредельны, если “Skyisthelimit”, предел - только небеса, то и ограничения, практические и моральные барьеры могут быть преодолены.

Специфическое прошлое Америки, цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, первых колонистов окружали дикие леса, на них нападали дикие звери и аборигены, сформировало характерный подход к решению проблем – ищется самый короткий и самый простой путь. Завоевание нового континента требовало сиюминутных решений, практичность в достижении цели.

Окруженный первозданной природой, американский колонист должен был забыть о морали, в борьбе с природой моралист не выживал. Мораль – результат развития цивилизации, и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не было времени.