Смекни!
smekni.com

Природа социального конфликта (стр. 1 из 3)

План

1. Природа социального конфликта.

2. Теории конфликтов.

3. Функции и последствия социальных конфликтов, их клас­сификация.

1. Природа социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствова­ли бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку до­стичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государ­ствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две боль­шие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов являет­ся: I) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов.: 2) культур­ная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно при­водят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдель­ные лица, либо люди, объединенные в группы.Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к кон­фликту, необходима личностная вовлеченность, осознание не­справедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв­ляется неудовлетворенная потребность. Существует много разно­образных и весьма подробных типологий человеческих потребно­стей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо­гут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материаль­ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, призна­нии, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само­реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю­дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ­ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, чело­век испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрица­тельные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенно­сти, тем сильнее этиэмоции, тем тяжелее состояние человека. Ка­ким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения: I) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности; 2) поискать обходной путь удовлетворения потребности; 3) путем агрессии добиться желаемо­го. Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребнос­ти. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действи­ем. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. ви­новником ситуации считается тот,' кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки, Однако возможно сознательное манипу­лирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не при­водят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, при­вычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осозна­ние несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точ­ки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях кон­фликт возникает не всегда. Неопределенность последствий буду­щего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конф­ликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом слу­чае? «Государство» само по себе не может ни принимать реше­ний, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так­же определяют конкретные люди — члены правительства, прези­денты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «по­требностью» того или иного государства в данный момент. По­этому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъек­тов конфликта .

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде­ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях ано­мии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, посколь­ку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро­странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда­ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик­ты, но и ужесточает их характер.

2. Теории конфликтов

Происходящие ныне в России радикальные изменения меха­низмов общественного развития, передел собственности и власти стимулировали конфликтность всех слоев общества, которым и без того в силу социально-экономической природы присущи различного рода противоречия и столкновения.

Конфликт делает социальные отношения более мобиль­ными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасы­ваются, и порой без всякого сожаления. Под воздействием конф­ликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее соци­альный КОНФЛИКТ, тем заметнее его влияние на течение соци­альных процессов, темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубо­кой древности. Еще китайские философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противо­положностей. Мыслители Древней Греции создали учение о про­тивоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли, от­метивший их положительную роль в общественном развитии. Еще более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом, ко­торый в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что основу конфликта составляют деление обще­ства на классы и экономическое соперничество между ними. По­следнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Ге­гель: одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители (М. Вебер, Л. Гумплович и др.) исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального раз­вития. С позиций исторического материализма рассматривали СК К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порожда­ются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбеж­на, но и необходима для обнаружения и разрешения противоре­чий капиталистического строя.

Современное же понятие «социальный конфликт» было впер­вые введено в научный оборот Георгом Зиммелем, немецким фи­лософом и социологом, который именно так назвал одну из сво­их работ, изданную в первой четверти XX в. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов в западной и отечественной социологии занимается целый ряд отраслей.

При этом теория конфликта противостоит теории структурно-фун­кционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества.

Согласно взглядам сторонников этого направления, общество пред­ставляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, ко­торое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных кон­фликтов. Наиболее известными представителями этого направле­ния являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др.

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конф­ликт. Причиной формирования и развития С К ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использу­ет принуждение. Для членов общества изначально характерно не­равенство социальных позиций (например, в распределении соб­ственности и власти), это обусловливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Да­рендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и по­рожденные им социальные противоречия создают социальную на­пряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов не­посредственно влияют на формирование конфликта.