Смекни!
smekni.com

Проблема аномии в современном обществе (стр. 2 из 2)

Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Аномия в решающей мере выступает в наших отечественных условиях в форме криминализации социума. Разумеется, любое нарушение моральной и правовой регуляции вызывает нарастание числа преступных поведенческих актов индивидов.

В-третьих, особенность аномии российского общества заключается в том, что в связи с перестройкой, переходом к рыночной экономике, сопровождающейся невероятно быстрой сменой ценностей, оказалось дезориентированным всё население страны. Тех, кто обладал молниеносной реакцией, «выбросило наверх», остальные – и их подавляющее большинство – с «запоздавшей» реакцией, оказались в ситуации раскола, разрушения их жизненных ориентиров, они были вынуждены в кратчайшие сроки переосмыслить всю систему жизненных ценностей. Особенно трудно пришлось средним поколениям, поскольку примерно равные части своей жизни они прожили в социалистическую эпоху и период рыночных отношений, оказавшись в ситуации конфликта двух противоположных моделей ценностной и нормативной систем, что оказало сильной влияние на аномичность их психологического состояния.

Одним из наиболее серьёзных и опасных последствий аномии можно назвать проблему разрыва поколений. Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастных когорт остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нем человека у представителей различных поколений всегда различались. Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В какой-то степени данная когорта всегда аномична, поскольку пока ещё не выработала устойчивой иерархии норм и ценностей. В ситуации, когда само общество безнормно, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.


Заключение

Современное общество, находящееся в состоянии аномии, которая представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающаяся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом средствами и побуждении к поиску иных - девиантных - способов удовлетворения потребностей, мучительно ищет пути адаптации к сложившейся ситуации. Необходимость философского анализа проблем адаптации в условиях социальной аномии связана с тем, что прогрессирующая неудовлетворенность огромной части общества существующим ныне положением и отсутствие консенсуса в отношении программы реформ среди политических сил могут привести к новым социальным потрясениям.

Проблемы аномического состояния общества не ограничиваются эмпирически фиксируемыми проявлениями, они затрагивают основополагающие, фундаментальные пласты социальной жизни, а именно: субстанциональные проблемы взаимоотношений меняющегося социума и личности, самоидентификационные процессы адаптирующегося индивидуального сознания, проблемы социализации личности в условиях разрушающегося этоса, формы и методы преодоления индивидом аномического отчуждения. Проблема аномии общества носит комплексный, макросоциальный характер, обусловленный особым, специфическим типом взаимоотношений личности и общества в этих условиях, и таит в себе не столько социологические, сколько социально-философские, антропологические вопросы. Более того, проблемы аномии имеют гносеологические аспекты. Последний заключается в необходимости рационализации социального хаоса, осмыслении глубинных процессов, происходящих как на уровне микрокосма, так и на уровне макрокосма. Такая рационализация аномии выступает в качестве предварительной процедуры, без и помимо которой невозможны ни разработка стратегии социального управления аномичным обществом, ни какая-либо политика в нем.

Необходимо заметить, что суть аномии не нашла пока достаточно рационального, философского освещения. Преобладающее социологическое (в большей степени) осмысление этого общественного феномена на современном этапе развития наук о социуме представляется недостаточным еще и потому, что существующие концепции аномии носят описательный характер, нередко даже догматический, и не уделяют, должного внимания субстанциональным и гносеологическим аспектам этого сложного социального явления.


Список использованной литературы

1. Кривошеев В.В. Особенности аномии современного общества. М.,2005.

2. Никонов. А.В. Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе. М.,2006

3. Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества // Йошкар-Ола (точные выходные данные пока неизвестны), 2004. – С. 38 – 41.