Смекни!
smekni.com

Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска (стр. 2 из 5)

Один из факторов, увеличивающих рост беспризорников, это побеги детей из дома.

Существуют различные причины, из-за которых дети решаются покинуть дом. Это и пьянство родителей, унижение и насилие над ребенком, и конфликты с родителями по разнообразным причинам.

Нередко побеги совершаются в поисках приключений и свободы. Считается, что дети и подростки бегут, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Специалисты, в частности В.А. Фокин, выделяют специфические причины побега из дома девочек разного возраста [4, с.65]:

1-я группа (7 – 9 лет). Для них основная причина побега – отставание в психофизическом развитии и слабо выраженная привязанность к родителям: убегая, играют.

2-я группа (10 – 13 лет). Причина – неблагополучное положение в семье. Пьянство родителей, скандалы и драки толкают их на побег, который следует понимать как осознанный пассивный протест. С каждым разом побеги становятся более длительными и контакты с бродяжничающим контингентом просто неизбежны со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

3-я группа (10 - 13). Причина ухода из дома – не сложившиеся отношения с родителями и близкими. Такие побеги являются следствием эмансипации. Стремление к самостоятельности, желание высвободиться от чрезмерной опеки родителей или педагогов, настоять на своем могут толкнуть подростка на побег. Обычно это девочки с положительным поведением в школе, привязанные к родителям и чутко реагирующие на малейшую несправедливость. Уйти из дома стараются не в одиночку, а с ближайшей подругой. Во время побегов такие девочки, как правило, не ищут контактов с асоциальной средой, сторонятся ее, ночью стараются держаться около дома или находятся у подруг и всегда возвращаются сами, когда проходит обида на родителей, взрослых.

4-я группа (9 – 16 лет). Девочки, убегающие из интернатов, детских домов, преимущественно попавшие туда в подростковом возрасте, после смерти родителей. Обойденные любовью и пониманием взрослых, они инстинктивно ищут защиты у более смелых (в интернате это неблагополучные мальчики). Такие девочки копируют манеру поведения, становятся «своим парнем». У девочек формируется «не женский» склад характера, который деформирует личность.

5-я группа (13 – 15 лет). Девочки с замедленным психофизическим развитием. При стечении неблагоприятных обстоятельств после побега эти дети надолго остаются жертвами пороков бродяжнической среды, опускаются на ее «дно» (алкоголизм, попрошайничество, наркомания, сексуальная эксплуатация и др.).

6-я группа (14 – 16 лет). Подростки из неблагополучных семей. Это преимущественно девочки. Уход из семьи скорее не побег, а бродяжничество. В поисках веселой компании и пустого времяпрепровождения (спиртное, наркотики и т.д.) они уходят из дома, копируя поведение своей матери и ее подруг. Девочки, воспитанные в асоциальной среде, считают такой образ жизни нормой. Изменение подобного стереотипа, лишение его, приводят к тому, что эти девочки не выдерживают предъявляемых ими повышенных требований, предпочитая бродяжничать.

7-я группа (14 лет и старше). Данная группа склонных к побегу девочек появилась сравнительно недавно. Это девочки как из благополучных, так и неблагополучных семей. Основная причина ухода из дома, как правило, - стремление к «красивой жизни», возможность заработать продажей своего тела. Такие побеги носят в основном временный характер.

В работе с такими клиентами требуется особый подход. Рассмотрим ситуацию, определим действия социального работника в данном случае.

«Лиза С. – миловидная девочка 13 лет, употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Родители обратились за помощью к социальному работнику. На первый взгляд, они казались приветливыми и терпеливыми. Однако по мнению социального работника, который последние 4 недели общался с Лизой, проблемы были именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалист почувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15 минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это и было причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент»[2, с.98].

Постараемся ответить на следующие вопросы:

- Может ли социальный работник уделить больше времени одному клиенту за счет ограничения приема другого клиента?

- Какие обязанности у этого социального работника перед девочкой, ее родителями и обществом?

Отвечая на первый вопрос мы сталкиваемся с различными противоречиями. С одной стороны, социальный работник должен и обязан выслушать клиента до конца, с другой – есть вероятность, что он не сможет оказать необходимую помощь другим клиентам. Опираясь на этический кодекс социальной работы и особенности российского менталитета, можно ответить, что социальный работник может уделить больше времени Лизе С., но не ущемляя права остальных клиентов.

Говоря о втором вопросе, мы обращаемся к этическому кодексу социальной работы. В данном случае в обязанности социального работника входит тесное общение с девочкой, определение всех негативных факторов, влекущих за собой побеги из дома, а также, в обязательном порядке, работа с семьей Лизы С., так как именно обстановка в семье повлекла за собой асоциальной поведение девочки.

Таким образом, работая с дезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка. И в своей работе с детьми группы риска социальный педагог должен придерживаться принципов толерантности, социальной справедливости,анонимности и конфиденциальности, личной неприкосновенности.

1.2 Особенности проблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общих проблем.

Проанализировав социально-психологические особенности детей группы риска, мы переходим к рассмотрению их проблем, которые во многом определены социальным самочувствием и психологическими особенностями данной категории населения. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах современных ученых в области социальной работы и психологии, таких как, Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Горлова Е.Б., Шнейдер Л.Б., Ширгалин Б.Ш.

Рассмотрим основные проблемы детей группы риска.

Одной из острейших проблем детей, относимых к группе риска является неблагоприятная, асоциальная обстановка в семье. Пьющие родители, которые то и дело избивают ребенка, попрекают его в том, что он сидит у них на шее своим поведением вынуждают своего ребенка уйти от них, забыться, нередко такие ситуации в семье приводят к подростковому суициду. Работая с детьми из неблагополучных семей, следует останавливаться на воспитательной работе не столько с детьми, сколько с их родителями, так как именно они и их поведение являются причиной социальной дезадаптации ребенка. Жестокое обращение с детьми в некоторых семьях одна из важнейших проблем современности. Родители бьют и двухлетних и восемнадцатилетних с одинаковой жестокостью. И, наблюдая за этим, общество и социальные службы не всегда могут своевременно оказать необходимую помощь. Рассмотрим данную проблему на конкретном примере.

«Несколько месяцев назад Галина Н. сообщила, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье ее соседа этажом выше. Глава семья Александр С., по ее мнению, постоянно бьет своего двухлетнего сына Андрея. Несколько вечеров подряд она слышала сильный шум. Мальчика Галина Н. встречает очень редко и каждый раз видит на нем синяки и ссадины. Андрей выглядит очень грустным.

Социальный работник отметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц после этого разговора мать Андрея привела сына в больницу для оказание экстренной помощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать, он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач не поверил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о случившемся в управление здравоохранения. Подозрение врача – жестокое обращение с ребенком.

Для выяснения обстоятельств заявления врача в квартиру семьи С. был направлен социальный работник. После разговора с родителями социальный работник заключил, что прямой угрозы жизни ребенка не существует.

Через 10 дней после визита социального работника мать мальчика позвонила в скорую помощь и сообщила, что ребенок задыхается. Когда скорая помощь прибыла, мальчик был без сознания. Спустя 12 часов Андрей умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинском заключении о смерти ребенка было написано "Смерть наступила в результате жестокого обращения"[2, с.100].

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Было ли достаточно подозрения соседки для вмешательства социального работника?

- Когда наказание детей родителями можно считать насилием?