Смекни!
smekni.com

Процесс переходности – как объект социальных наук (стр. 2 из 4)

Обстоятельному исследованию современных переходных государств (обществ) посвящено так много серьезных научных работ, что лишь простой их перечень занял бы десятки страниц. Поэтому здесь мы ограничимся лишь ссылкой на реферативный сборник, в котором дается краткий анализ многих современных исследований, посвященных изучению транзитологических проблем (4). Самое поверхностное знакомство с современной транзитологической литературой представляет для нас несомненный интерес, хотя бы в том плане, что такой экскурс может оказать позитивное влияние на настроение азербайджанцев. Переходное состояние нашего общества не уникально, в таком болезненном состоянии развития находятся десятки современных стран Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. Одним словом, «болезнью» переходности страдают не только постсоветские страны (Азербайджан, в частности), но и десятки стран из других регионов мира.

Знакомство с современной литературой по транзитологической проблематике, кроме того, дает возможность сформулировать ряд предварительных рабочих гипотез. Во-первых, можно констатировать распространенность в современном мире переходной «болезни»: в состоянии переходности находится все современное человечество. Так, например, в концепции "третьей волны" Тоффлера подчеркивается пребывание современной цивилизации в хаотичном переходном состоянии, которое при определенных условиях может обернуться катастрофой и ввергнуть человечество в пучину войны, или создать предпосылки для возрождения неототалитарного миропорядка (см. 6).

Во-вторых, особая открытость и динамичность современного миропорядка стимулирует рост взаимозависимости стран, а это создает для некоторых малых стран (особенно переходных) неожиданные дополнительные "нагрузки", которые могут спровоцировать серьезные политические, экономические, социокультурные кризисы. Именно в такое состояние попадают многие страны при их вхождении в сферу непосредственного влияния волн демократизации, модернизации, глобализации и т.д. Отмеченные цивилизационные процессы провоцируют в "переходных странах" дополнительные деструктивные явления, которые заметно осложняют кризисную ситуацию и затрудняют ее преодоление. На этот момент особо обращают внимание многие исследователи, отмечая, например, что, в отличие от прежних исторических переходных периодов, современные переходные процессы особенно рельефно проявляются на фоне сегодняшней глобальной модернизации.

В-третьих, каждая переходная страна при столкновении с особенностями переживаемого переходного состояния и поиске путей выхода из кризиса может и должна использовать накопленный другими странами опыт. В решении многогранных задач переходного периода в Азербайджане нам следует использовать опыт социальных и гуманитарных наук, изучающих "феномен переходности", а также опыт современных переходных стран, в особенности постсоветских. Но из этого вовсе не следует, что при решении собственных проблем переходного периода нам следует рассчитывать только на внешнюю поддержку. Следует согласиться с мнением, что "переходный период представляется своеобразной исторической полосой в развитии государства и общества, в рамках которой осуществляется поиск, отбор и апробация различных вариантов формы правления и строя на основе глубокого изучения и осмысления мировой практики и собственного опыта".(7, с. 44).

Современные транзитологи подчеркивают, что наличие сходных черт или общих закономерностей развития переходных обществ различных стран вовсе не исключает, а скорее, предполагает наличие специфичного для каждого общества сценария течения переходного процесса. Так, согласно популярной концепции Хантингтона, все современные страны можно отнести к различным "цивилизационным типам" (автор выделяет 8 цивилизаций), которые характеризуются самобытными и самодостаточными политическими, экономическими, религиозными, социкультурными и другими особенностями. Современные страны в данном ракурсе отличаются друг от друга цивилизационными контекстами, и по этой причине практически невозможно разработать универсальный "рецепт", который можно однозначно использовать для решения переходных проблем любого общества. Каждое общество (впрочем, как и каждая личность), несмотря на наличие общих черт, имеет свой особый "генетический код и биографию развития". А это означает, что при решении переходных проблем азербайджанского общества нам придется обратить внимание, как на "внешний контекст" кризиса, так и на его специфичные "внутренние мотивации".

Следует отметить, что реалии переходного общества по-разному воспринимаются представителями элиты (транзитологами, политиками) и простыми, средними людьми. Если первые располагают определенным ресурсом понимания сути и механизма причинной обусловленности переходного состояния, то вторые, не ведая "что происходит с миром и с людьми", просто погружаются в атмосферу хаоса и неопределенности, которая еще больше усугубляет их существование и усиливает непонимание происходящих событий. Одной из наиболее примечательных черт переходного общества заключено в том, что оно своими трансформациями приводит людей в особое экзистенциональное состояние, когда их жизнь мгновенно и радикально меняется, причем для большинства в худшую сторону. В условиях переходности люди очень остро и болезненно переживают потерю привычной реальности как результат погружения в состояние аномии. Между тем, как представляется, в большинстве транзитологических работ редко уделяется достаточное внимание именно этому аспекту проблематики переходности.

Метаморфозы переходности и волны социокультурного кризиса, провоцируемые разрушением парадигмальной основы общества, в первую очередь, накатываются на сферу человеческого бытия и именно "переходная жизнь" простых людей служит наиболее чутким индикатором своеобразия переходного общества. Этот аспект особо подчеркивает в своей работе Г. Кулиев, анализируя переход не в контексте системного кризиса общества в целом, а как лавинообразный процесс драматичных перемен в жизни людей: "Никто не ведал, что спокойное течение жизни неожиданно втянется в хаос переходного кризиса и все стремительно начнет меняться. Есть афоризм, звучащий как самое ужасное проклятие: жить тебе в переходном периоде. Лет десять назад многие из нас восприняли бы этот афоризм как игру мистических слов, смысл которых затерян в глубинах архаичного прошлого. Но теперь мы знаем, что жизнь в переходном периоде на самом деле есть самое ужасное проклятие. Некоторые народы просто утопали в хаосе и неопределенности, другие вырождались до неузнаваемости, третьи обретали иной ментальный лик... (люди) барахтаются в пучине переходности и не могут понять, за что свалилось на них такое проклятие и каким образом выйти из этого хаоса, не потеряв при этом свой ментальный лик. Для многих жизнь теряет смысл, и утомленное отчаяние не согревает душу надеждой. Из пучины хаоса еще не просматривается обнадеживающее будущее. Жизнь ныне превратилась в несносное существование между тоской по ушедшему прошлому и ожиданием достойного будущего. Надежда устала от метаний между прошлым и будущим". (8, с. 232-233). Как видно, при рассмотрении общества переходного периода с позиции обыденной жизни (реалий человеческого существования), у наблюдателя складывается больше эмоционально-образная картина, и это можно объяснить только тем, что при таком подходе на первый план выходит жизнедеятельность простых людей, а не общие институциональные коллизии общества (его системный кризис) или поведение элиты. Приведенная картина переходного кризиса общественной жизни, присуща не только азербайджанскому обществу, она характерна для всех переходных стран.

Общей чертой всех переходных периодов в развитии общества является то, что коренное преобразование его парадигмальных (институциональных) основ, как правило, сопровождается глубоким кризисом - условием существования людей - формированием совершенно новой социокультурной реальности. В этой новой социокультурной среде люди "задыхаются" от избытка неопределенности и дефицита надежды на преодоление кризиса. По этой причине, наверно, анализ человеческого существования в условиях переходного периода, проводимый различными исследователями, обнаруживает много общих черт. Сходство картин переходной жизни, переживаемой людьми в различных странах, находит свое выражение и в соответствующих научных анализах. Результаты анализа переходных реалий нашей страны можно проецировать на любое другое трансформируемое общество, поскольку люди во все времена и во всех странах реагировали на тотальные переходные катаклизмы сходным, весьма болезненным, образом. Переходное состояние общества переживается простыми люди крайне болезненно, и такое их поведение мотивируется особенностями процессов, происходящих в обществе в этот период. Этот вывод можно проиллюстрировать картиной переходной жизни, которую дает Т. Лестер: "Когда нарушается равновесие, перестают действовать прежние типы человеческого поведения, а новые ценности, в которых ощущается необходимость и которые рано или поздно появятся, становятся угрозой старым, привычным моделям. Когда нарушается равновесие, растет неопределенность. Никто не знает точно, что должен делать, чтобы добиться успеха, никто не может дать общее определение тому, что такое успех, и даже тому, что морально, а что аморально... Китайское проклятие "Желаю тебе жить в интересные времена" весьма точно отражает реальные человеческие воззрения. Интересные времена - это период перемен, когда человеческое поведение должно меняться. Сказать человеку, что он должен измениться, если хочет выжить, равносильно пожеланию, чтобы он горел в адском пламени» (9, с.207-208).