Смекни!
smekni.com

Процесс социализации подростка субкультуры "Панк" в современном обществе (стр. 1 из 7)

Департамент образования г. Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 13 им. С.Я. Маршака

Курсовая работа

Тема: «Процесс социализации

подростка субкультуры

«ПАНК» в современном обществе»

Выполнила:

Шехова Марина Алексеевна

Специальность:

0314 – социальная педагогика

Курс III, группа 31-СП

Форма обучения:

Дневная

Научный руководитель:

Удалова Александра Эдуардовна

Москва, 2008 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика субкультуры

1.1 Определение понятия «субкультура»

1.2 История возникновения и сущность субкультуры «Панк»

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста

2.1 Возрастные особенности подростков

2.2 Особенности процесса социализации подростков

Выводы по 2 главе.

Глава 3. Работа социального педагога с подростками субкультуры «Панк»

3.1 Влияние субкультуры на становление личности подростка

3.2 Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультуры «Панк»

Выводы по 3 главе.

Заключение

Библиография

Введение

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.

Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их интересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.

Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

Целью нашей курсовой работы является изучение молодежной субкультуры «ПАНК», изучение социально педагогической работы с подростками субкультуры «ПАНК».

Задачами данной курсовой

работы является:

1. Изучение и анализ молодежной субкультуры "ПАНК";

2. Изучение и выявление возрастных особенностей подростков;

3. Изучение и выявление влияния субкультуры на становление личности подростка;

4. Изучение и анализ социально-педагогической деятельности с подростком субкультуры "ПАНК".

Объект исследования: подростки субкультуры "ПАНК"

Предмет исследования: процесс социализации подростка субкультуры "ПАНК" в современном обществе.


Глава 1. Общая характеристика субкультуры

1.1 Определение понятия «субкультура»

Субкультура

Понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.

Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. (Источник: Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999)

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной субкультурой

понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна для молодёжи, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается следующий аспект отчуждения молодежной субкультуры – культурное отчуждение.