Смекни!
smekni.com

Сексуальные меньшинства (стр. 2 из 4)

Характерные черты русских гомосексуалов – индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7, с. 12–15].

Основные понятия

Сексуальные меньшинства – общий собирательный термин, образованный по принципу сходства с такими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавной национальности или этноса), «политические меньшинства» (представители оппозиции).

Понятие «сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство не девиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичны национальные или политические меньшинства) и подразумевает законность, правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы (сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальным действиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4, с. 64].

Гетеросексуальность – это одна из трех возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам противоположного пола.

Двумя другими сексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.

Бисексуальность – бисексуальная ориентация – определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) и / или сексуальное влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно.

Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos – тот же, одинаковый и лат. sexus – пол) – предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера, объекта эротического влечения и / или любовных отношений. Термин был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения полового влечения к лицам того же пола.

Гомосексуальность в широком смысле – это один из видов сексуальности человека, складывающийся из сексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лица гомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.

Гей (англ. gay) – английское прилагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий, театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальную окраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-го столетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широко использовался в английском языке для обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные. В современном английском языке это слово обычно используется как существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию – гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используется только как существительное и только для обозначения человека гомосексуальной ориентации мужчин-гомосексуалов.

Лесбиянство. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований и насмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами [5, с. 281–282].

Транссексуалы. Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].

Подходы к гомосексуальности

Эссенциализм и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности

Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует.

Осмысление проблем сексуальности вообще и гомосексуальности в частности в науке и публицистике проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальных подходов – эссенциалистского и конструктивистского.

Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность гетеросексуальности – в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природы каждый человек-то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), и ее защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.

Другая точка зрения и теоретическая перспектива основывается на культурном анализе сексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе «История сексуальности». Фуко показывает, что западная культура пронизана сексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, – а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности как определенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, а всего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы). Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.

Новейшие исследователи, восприняв идеи Фуко, внесли значительный вклад в развитие анти-эссенциалистского подхода, который рассматривает сексуальность как социально-исторический конструкт. Сексуальная идентичность понимается как результат длительного процесса социализации, структурированного культурными традициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями или семейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность, социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донести до нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какой она должна быть [3, с. 24–25].

Фрейд и гомосексуальность

На рубеже XIX–XX веков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» [3, с. 28].

Биологические основы гомосексуальности

Многие представители естественных наук полагают, что гомосексуальность – биологическая особенность организма, определяемая генетическими или иными врожденными факторами. Биологические исследования гомосексуальности ведутся по следующим основным направлениям: изучение гомосексуальных проявлений у животных и поиск генетических и гормональных характеристик, отличающих людей гомосексуальной и гетеросексуальной ориентации. Ряд научных журналов публикует биологические исследования гомосексуальности, в частности специализированный журнал Journal of Homosexuality.

В настоящее время гомосексуалисты участвуют в научных исследованиях, целью которых является как изучение биологических и психологических причин гомосексуальности, так и социологические аспекты.

Генетические исследования

Особенности генетики гомосексуалистов пока изучены мало. Поиски гена или генов гомосексуальности ведутся учеными начиная с 1980‑х гг.