Смекни!
smekni.com

Семейный кризис - кризис демографический (стр. 2 из 3)

Вместе с тем, было выявлено, что за последний год женщинами, подвергшимися семейному насилию, были поданы только 28,2% заявлений на обидчика в Калачинский городской отдел внутренних дел, из них 9,6% были отозваны заявителями. В судебном порядке рассматривались 12,3% заявлений, в административном - 6,3%.

Среднестатистические данные по насилию в семье в Калачинском районе (33,3%) приближены к среднестатистическим показателям по Омской области (36,7%). За последние три года в Омской области доминирующее положение из всех видов насильственных преступлений совершенных в семье занимает физическое насилие - 73,3% (от числа всех преступлений, совершенных в семье), изнасилования составляют 13,5% и убийства 13,2%.

Из вышеизложенного следует, что в Омской области, как и по всей России, присутствуют все виды семейного насилия. Однако, по статистическим данным, следует, что 65,3% женщин в Омской области подвергались всем видам насилия в семье, а по России доля таких женщин составляет 70%. [1, с.126] В России около 40 тысяч женщин ежедневно страдают от побоев собственного мужа, от полученных травм ежегодно умирают 14 тысяч женщин. Причем надо отметить, что психологическую травму получают и дети на глазах, которых происходят побои. При этом 40% жертв семейного насилия не обращается в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление и наказать виновного, а также из-за полной незащищенности.

Таким образом, проблема насилия в семье над женщиной является актуальной не только для России, но и для ее отдельных областей и районов. Доминирующим из всех видов насильственных преступлений, совершенных в семье является физическое насилие.

Домашнее насилие безнаказанно, так как большинство женщин (71,8%) стараются скрыть это явление, не вынося его на общественное мнение. Их самосознание позволяет это терпеть и не обращаться за помощью в правоохранительные органы. Есть вероятность, что женщины, которые не обращались в отдел внутренних дел, вели асоциальный образ жизни. Следовательно, возникает необходимость в осуществлении социальной работы с женщинами, подвергшимися семейному насилию. Для этого необходимо создание и расширение кризисных, профилактико-просветительских центров и социальных служб для женщин, пострадавших от насилия в семье, где разрабатываются и применяются различные технологии социальной работы (групповая терапия, технология кризисного вмешательства, комплексная реабилитация и т.д.), которые позволяют вывести женщину из кризисной ситуации, придают ей уверенность в себе, повышают ее самооценку и приводят к стабилизации в семейных отношениях.

В целом, можно сказать, что в России складывается неблагоприятная обстановка, связанная с тем, что в отдельных районах и областях отсутствуют специализированные социальные службы, а также несвоевременность и неэффективность реагирования правоохранительных органов.

Эволюция форм семьи и брака на современном этапе: социокультурный аспект.

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества.

Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего - в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении.

В настоящее время помимо моногамных форм семьи появляются иные. Альтернативы моногамным моделям полигамные семьи. Это варианты - один муж и две жены или одна жена и два мужа.

Одно из описаний такой формы брака принадлежит М. Босонацу, который дал ей свое наименование "Конкубинат" - длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закреплять брак. Эта жизнь заранее предполагает верность, совместную заботу о потомстве, возможность содержания одним членом союза другого.

Внешне это похоже на брак де-факто. Но отличие есть, и существенное. Избыток женщин представляет мужчинам наряду с официальной семьей образовывать и параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него "внебрачного" ребенка, или сохранить неформальную связь с женой, юридически оформив брак с бывшей конкубинаткой.

И как следствие этого, конкубинат - длительная, правом не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а эта женщина - ребенка с отцом, но не узаконенного мужа.

Результаты проведенного нами социологического исследования показывают, что подобные отношения имеют место и в Курском регионе.

При таких союзах зафиксирована широкая эмоциональная гамма: от идиллии до откровенного отчуждения. Конструирование подобных отношений во многом зависит от толерантно - адаптационных возможностей женщины и автономного потенциала мужчины. Достигнуть такого состояния сложно. Ведь даже в единобрачии супруги ведут себя порой бескомпромиссно, а жизнь втроем (да еще при наличии детей) чревата мало предсказуемыми стрессами: психическими и эмоциональными.

Суньионтом - устойчивый брачный союз замужней женщины и преимущественно неженатого мужчины, который принимает на себя не только нравственную, но и экономическую обязанность заботиться о своем ребенке. Анализ данных проведенного исследования показал незначительное число подобных союзов.

Также существует еще одна форма сожительства людей, претендующая на именование "семья" это "Коммуна" или "Шведская семья". На протяжении ХХ века во многих странах в период социальных катаклизмов в молодой среде возникали специфические объединения - коммуны, которые претендуют на занятие места семьи. В России они были распространены преимущественно в 20-е годы. Практика подобной организации семейной жизни есть и в настоящее время, так анализ данных показывает о наличии в Курском регионе 0,5% подобных семей.

Совместное выполнение работ по дому и воспитанию детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством людей. Выполнение в идеальном случае по очереди дежурства по дому и уходу за детьми особенно разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям матери и хозяйки. Группа контролирует справедливое распределение работ по дому. Община финансируется и ведет хозяйство из кооперативной казны. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе.

Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка.

Коллективное владение средствами имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Многие члены группы пользуются вместе предметами длительного пользования.

Как правило, парные семьи и в наши дни существуют в студенческих общежитиях, в отдельно снимаемых квартирах, которые в подавляющем большинстве не практикуют промискуитетные связи.

Изображение семьи и родительства в телерекламе

В дискуссии о демографических проблемах и государственных мерах, направленных на их решение, очень редко затрагивается роль информационного воздействия на процессы воспроизводства. Одной из проигнорированных тем является вопрос влияния коммерческой и социальной рекламы на демографические тенденции. Вместе с тем, колоссальное значение информационного фактора на формирование потребностей, убеждений и всего образа жизни современного человека - очевидно.

Учитывая немаловажную роль информационного пространства как в созидании, так и в разрушении ценностного потенциала социума, автором проведен вторичный анализ опубликованных в литературе результатов социолого-демографического исследования, посвященного изучению семейной и детско-родительской тематики в содержании рекламного телеэфира на федеральных телеканалах ("Первый", "Россия" и НТВ) и имеющего целью выявить возможное влияние рекламного сегмента СМИ на демографические установки жителей России. Инструментарий исследования был представлен контент-анализом - одним из наиболее эффективных социологических методов, использующимся при работе с объемными информационными массивами.

Относительно высокий интерес специалистов по рекламе к семейной и детско-родительской тематике подтверждает тот факт, что теме семьи в различных ее формах и количественных вариациях в рассмотренном рекламном массиве было посвящено около 15% сюжетов от общего числа отобранного в ходе исследования видеоматериала.

Наиболее значительная часть рекламного контента, использующего изображения семьи и родительства, была представлена так называемыми "матерями-одиночками", то есть неполной семьей в формате "одна мама - один ребенок" или, в лучшем случае, в формате "одна мама - два ребенка". Причем двухдетный вариант встречался гораздо реже однодетного. В целом, на данную группу пришлось 47% от общего объема телерекламы, апеллирующей к семейным ценностям. Следующей по частоте встречаемости в телеэфире (27%) оказалась группа рекламных сюжетов, построенных на изображении полной однодетной семьи. Полная двухдетная семья как визуальная основа рекламной концепции была обнаружена лишь в 12% рекламных роликах. Четвертое место в "семейном рейтинге" заняла группа рекламных роликов, отнесенная нами к неполной семье, представленной отцом с ребенком. В этом "жанре рекламного творчества" было показано 10,4% рекламных роликов, каждый их которых утверждал ценность однодетного родительства. Наименее распространенной - можно сказать, практически проигнорированной рекламными технологами - оказалась семья с тремя и более детьми. Среди всех роликов, посвященных семейной и детско-родительской тематике, среднедетность (3-4 детей) была замечена всего лишь несколько раз в рекламе одного из стиральных порошков. Многодетность (5 и более детей) в качестве рекламного образа в исследованной нами совокупности не использовалась ни разу. Таким образом, удел демографически позитивной рекламной информации в ее общей телевизионной массе, использующей образ семьи, оказался не выше 2,6%.