Смекни!
smekni.com

Сиротство как социальная проблема (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

Сиротство как социальная проблема

(детей дошкольного возраста)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка факультета

социального образования, группы 304

Решетникова Ольга Сергеевна

Научный руководитель: к.п.н.,

старший преподаватель кафедры СРПиП

Ценч Юлия Сергеевна

Дата сдачи:__________

Дата защиты:________

Оценка:_____________

Челябинск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.........................................................................................4-30

1.1. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей..................................................................................4-14

1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.................................................15-24

1.3. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.......................................................................................25-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 29-30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................31-32


Введение

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками будет просто опасно.

Проблемы сиротства нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Догалевская А.И., Кравченко А.И., Максимов Е.И., Мельников В.П,, Холостова Е.И., Сафонова Т.Я., Павленок П.Д. и многих других.

Также проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормативно-правовых документах:

1. Семейный кодекс РФ;

2. Конституция РФ;

3. Кодекс о браке и семье;

4. Жилищный кодекс;

5. Гражданский кодекс;

6. Конвенция о правах ребенка;

7. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

8. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

9. Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1- «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями;

10. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы;

Цель исследования: изучить и выявить пути ее решения в рамках компетенции социального работника.

Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: деятельность социального работника в проблеме социального сиротства.

Задачи исследования:

1. Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.

2. Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.

3. Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем.

Основные понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, опека и попечительство.


I Глава. Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

1.1. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «НА полпути от улице к дому» и многих других.

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему стремиться» - так считал известный историк В. О. Ключевский. Значит, чтобы понять причины возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. [8, с. 9]

По мнению Ключевского «наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины 9 в. она не начиналась, а уже имела за собой прошедшее... считавшее в себе два с чем-нибудь столетия». [18, с.6]

Вся история нашей страны – это бесконечные завоевания, покорение и освобождения земель. В результате чего появлялись страждущие, калеки и сироты. Основные тенденции помощи на Руси, начиная с 9 века, связаны с княжеской защитой и попечительством. По мнению Холостовой Е.И. можно выделить два этапа становления:

1. распространение христианства;

2. постепенное соединение функций князя с монастырско-церковными формами призрения. [8, с.28]

В Историко-статистическом очерке благотворительности и общественного призрения в России Максимов Е. пишет о том, что простейшие формы благотворительности заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. Главнейшая заповедь христиан – любить Бога и любить ближнего, как самого себя, - практически означала: накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть «единого из малых сил». [7, с.12]

В учебнике «История социальной работы» Холостова Е.И. говорит о том, что во второй половине 12в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают изменения. Увеличивается рост монастырского и церковного призрения. Монастыри содержали детские приюты.

В период воцарения и правления династии Романовых появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.

В 1715 г. Петр приказывает «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. Так в 1824 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина 1, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре 1, постепенно закрылись.

Во время периода царствования Екатерины 2 было учреждено два больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам губерниях. Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины 2, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.

После эпохи Екатерины 2 знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны».

12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла 1) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормильцами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917г.

Заботясь об устройстве уже существующих домов, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. – Харьковский институт благородных девиц за плату и без платы.

В период с 1828 по 1881 г. вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай 1.