Смекни!
smekni.com

Современная социокультурная ситуация в России (стр. 2 из 2)

Влияние времени на социокультурный процесс

Заглянув в глубокую древность, отметим, что чувство времени человек получил из ощущения природы, это было своеобразное восприятие ритма космоса. Для подтверждения этой идеи сошлемся на древние философские системы. В китайском даосизме человек должен был проникнуться естественностью и простотой. Концепция «фэн лю»-быть естественным: предельное раскрепощение, следование бессознательному, которое проникает в человека из глубин мироздания. Одна из трактовок «дао» философом Лао-цзы-дао как кузнечные меха. Каждый человек, согласно традиционной китайской культуре, несет в себе таинственный узор «вэнь» (культурное начало в человеке). Узор Мировой, создаваемый работой дао,- в россыпи созвездий, в причудливом чередовании гор и вод. Человек-капелька вечно волнующегося, изменчивого океана бытия. Восприятие природного начала через дыхание дало известную практику лечебного дыхания в традиционной китайской медицине. Для индийской культуры восприятие ритмов природы было облачено в звук. В древности каждый звук выражал определенные чувства или образы природы (растения, цветы, птицы). Ритмы природы подавались эстетически через звук. До сих пор индийская музыка сохраняет незыблимость древних черт. Традиция индийской музыкальной культуры- быть близкой к живой жизни, отзывчивой на запросы и события. Теперь вспомним высказывания античных мудрецов о времени. Периандр (У11-У1 в до н.э.): «Что самое великое?-Время». «Выжидай благоприятного времени». «Опасна опрометчивость». Хилон (У1 в. до н.э.): «Дорожи временем». Биант (У1 в. до н.э.): «Кто лучший советчик? –Время». Природа держит свой ритм времени, и его нельзя опережать. Это заметили еще древние люди. Однако все развитие социальности шло по овладению человеком временем. Для того, чтобы утвердить себя в бытии, человек изобрел художественное время, которое используется в литературе. В современной научной фантастике есть мечта о перенесении человека из одного времени в другое, одним словом создать машину времени. Человек пытается овладеть властью времени. Непонимание законов времени- наш тяжелейший недостаток. События нельзя форсировать, нужно им дать течь вольным ходом. Ведь в восприятии времени несколько уровней:

- прошлое не хранится в нас мертвым грузом, это доказывает и психоанализ;

- настоящий момент воспринимается с субъективными вариантностями, и различные временные индивидуальные ритмы нужно приводить в соответствие;

- устремления в будущее тоже влияют на бытие в настоящем, нетерпение подгоняет нас.

Современный французский писатель Пьер Сансо призывает творчески относиться к каждому мгновению, к другому человеку и миру в целом.

Дополнительные трудности во владении временем дает теория относительности. Зависимость времени от скорости движения удваивает индивидуальные проблемы со временем. В современном информационном обществе информация становится индикатором времени. С точки зрения времени информационный кризис- это невмещение информационного потока во временные рамки.

Концепция уплотнения социального времени заключается в уплотнении ритма общественной жизни. А с возрастом наше внутреннее время растягивается. Спрессованность времени - стержневой вопрос контекста человека. Однако спрессованность не должна порождать противоречие между физиологическим и социальным ритмом. Определим насилие с точки зрения осознания времени: насилие-это насильственное ускорение времени человеком, когда каждая личность теряет свое временное пространство, и тогда получается неразличимая человеческая масса.

Проанализируем восприятие человеком времени через использование устной и письменной речи. Устная речь более ограничена временем, письменная- пространством. Информационный кризис современной цивилизации имеет место из-за пренебрежительного отношения к этим двум ограничителям.

Важно обратить внимание на роль цензуры, которую она сыграла в отношении современного информационного общества. Цензура всегда обусловлена одним или группой субъективных авторитетов. Для того, чтобы устранить запрещенные идеи и увеличить возможность реализации желаемых идей, требуется насильственное развитие и ориентация лингвистической коммуникации. Существует прямо пропорциональная зависимость: чем ачеловечнее идеи, допускаемые цензурой, тем жестче меры по пресечению нежелаемого смысла в коммуникации. Притеснение нежелательного осуществляется не только за счет запрещения определенной информации, но и искусственного увеличения объема информации, которая содержит допускаемый цензурой смысл. Искусственное расширение пространства коммуникации, не затрагивающей социально-конструктивные задачи, рождает информационный балласт, в котором человеческий язык отрешается от текущей жизни. Такая ситуация сложилась в марксистско-ленинской философии, поэтому с началом перестройки эта концепция видения мира одновременно отошла в архив человеческой мысли.

Творчество информации, предназначенной, чтобы забыть недопускаемый цензурой смысл, начинает превышать естественную скорость коммуникативного процесса: любое насилие всегда нарушает саморегулирующиеся процессы. Развитие коммуникативного процесса попадает под власть субъективного фактора, а в нем в силу конкуренции законопослушников появляется дополнительная сила, плодящая требуемую информацию, и чем больше конкуренция тем больше балласт. Коммуникативный процесс отрывается от социальной реальности и начинает властвовать над ним, особенно через средства массовой информации. Власть допускаемого цензурой языка превращается в реальную силу, воздействующую на людей. Выделим причины, вызывающие информационное переполнение коммуникации человеческим языком:

-цензурные ограничения идут первым фактором,

-вторым фактором является развитие социальной инициативы масс, как следствие возникает резкое увеличение информационного пространства, отражающего демократические перемены в постперестроечной России; для современной России более характерно прощупывание демократии через лингвистическую коммуникацию, чем социальные действия; это можно объяснить как социальную закомплексованность после жесткой идеологии советского периода, так и большим желанием активных социальных действий, которые не вмещаются в обычный временной масштаб, и тогда из реального плана осуществления они переходят в идеальный;

-третьим фактором, вызывающим лингвистическое переполнение коммуникации, может быть сложный процесс познания какого-либо научного факта, где поиск истины идет не только на научном, научно-популярном, но и паранаучном, эзотерическом уровнях;

-четвертым фактором является несбалансированность информации, представленной различными языками; вследствие неразвитости переводческой деятельности одна и та же информация может существовать в лингвистическом облике разных языков;

-существенным фактором переполнения лингвистической информацией является состояние дипломированности в современной российской науке, как отмечается в прессе за последнее десятилетие Россию захлестнула волна диссертаций низкого качества.

Социальный идеал- своевременность социальных действий и социального времени. Это главное условие благополучности демократии в России. Однако в настоящее время сфера социального обеспечения значительно тормозит во времени по отношению к социальному времени.

Заключение

За последние два десятилетия российское телевидение претерпевает принципиальные изменения в характере и структуре своего вещания. Происходит трансформация отечественной модели функционирования телевидения, в ходе которой наблюдается его разгосударствление и децентрализация: растет число новых телевизионных каналов и сетей, появляются региональные и местные телекомпании, развивается спутниковое, кабельное телевидение. Телевидение вступает на новый уровень, новый этап развития – коммерческий.

В связи с этим представляется целесообразным дальнейшее изучение социокультурного содержания концепции евразийства в рамках современной социокультурной ситуации в России.

Список литературы

1. Н.С. Трубецкой. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. // Классика геополитики, ХХ век: Сборник. – М.: АСТ, 2008.

2. Н.С. Трубецкой. Мы и Другие// Мир России – Евразия: Антология. – М.: Высшая школа, 2007.

3. С. Жижек. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 2008.

4. Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: история и современность. - М.: Аспект-пресс, 2006.

5. Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. СПб.: Наука, 2007.

6. Энциклопедия для мальчиков/Сост. М.В. Бенякова, И.Н. Крайнева. – Спб.: ТОО «РЕСПЕКТ», 2007.

7. Энциклопедия для маленьких принцесс. – Спб.: ТОО «Диамант», 2008.

8. Настольная книга для мальчиков. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006.