Смекни!
smekni.com

Современные молодежные субкультуры в России (стр. 2 из 4)

Именно выделенные как наиболее популярные субкультуры, по мнению полярницких подростков, представлены в нашем городе. Среди них: реперы, панки, готы, рокеры, эмо, анархисты, скинхэды, хиппи, сатанисты, байкеры, меломаны, экстрималы и металлисты. Учителя увидели на «своей территории» 12 субкультур, а родители 15.

В своем исследовании мы выявили 30 представителей неформальных молодежных объединений, что говорит о том, что каждый четвертый подросток принадлежит к той или иной субкультуре. Эти тридцать подростков неравномерно распределились по восьми субкультурам. А именно: реперы, панки, готы, эмо, меломаны, ди-джеи, экстрималы, рокеры. Уровень представленности в нашем городе тех или иных субкультур можно проследить по следующей диаграмме.


Отметим, некоторые из тех субкультур, которые, по мнению большинства подростков, присутствуют в нашем городе, нам найти не удалось. Например, скинхеды, анархисты, хиппи. И наоборот, те субкультуры, в представленность которых верят лишь немногие подростки в Полярном, обнаружились в нашем исследовании. Например, меломаны, экстрималы (в том, что они есть в Полярном уверены лишь 4 подростка).

Возможно, это получилось, вследствие неискренности тестируемы подростков, например, признать себя скинхедом или сатанистом, довольно рискованно учитывая отношение общества к идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточное знание молодыми людьми символики различных субкультур, так опираясь только на внешний вид и поведение подростка очень сложно сказать, кто перед тобой представитель готов, панков, эмо или сатанистов.

Кроме того, возможно, что представителей других субкультур просто не оказалось в нашей выборке. Так в нашем исследовании приняло участие 154 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, всего в городе примерно 500 подростков этого возраста, а значит, существует вероятность, что в оставшейся группе были представители и других субкультур.

Основываясь на данных об известности различных неформальных объединений, а также на том каких неформалов нам удалось выделить, мы время от времени заменяли в четвертом вопросе нашей анкеты названия неформальных объединений, деятельность, которых необходимо было описывать испытуемым. Таким образом, нам удалось собрать описательные характеристики девяти субкультур.

Хотя испытуемыми было названо большое количество субкультур, но описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны. С помощью качественного контент анализа мы выделили несколько смысловых групп, которые являются составляющими стереотипа о той или иной молодежной субкультуре.

Ди-джеи.1. Делают клубную музыку.2. Ставят на дискотеке музыку.3. Проводят дискотеки.4. Обмениваются музыкой.5. Слушают клубную музыку.6. Хорошо разбираются в музыке.7. Танцуют.8. Пьют пиво9. Тусуются на дискотеке.Панки.1. Слушают рок музыку.2. Употребляют спиртное.3. Курят в общественных местах.4. Выбривают ирокезы, красят волосы.5. Бьют прохожих.6. Беспределят.7. Носят «косухи».8. Не моются.9. Веселятся.10.Общаются.11.Употребляют наркотики.Реперы.1. Слушают реп.2. Читают реп.3. Ходят в реперской одежде: широкие сползающие штаны, кепка.4. Сочиняют реп.5. Рисуют на стенах.6. Гуляют, тусуются в подъездах.7. Курят траву.8. Стараются быть крутыми.9. Танцуют брейк данс.10.Веселятся.11.Пьют алкоголь.12.Катаются на скейте.13.Курят сигареты.14.Общаются. Готы.1. Одеваются, красятся в черное.2. Ходят на кладбище.3. Слушают готическую музыку.4. Пессимисты, думают о смерти5. Занимаются черной магией.6. Общаются.7. Читают книги про демонов.8. Вешают кошек.9. Ерундой страдают.10. Проходят посвящение.11. Рисуют рисунки.12. Курят траву.13. Едят СПИДы.14. Лазят в Интернете.Экстрималы.1. Занимаются экстремальными видами спорта.2. Ищут острые ощущения.3. Получают удовольствие от трюков.4. Рискуют жизнью.5. Делают то, что не могут другие, покоряют неизведанные места.6. Занимаются ерундой.7. Ведут здоровый образ жизни.Меломаны.1. Слушают разную музыку.2.Собираются, обмениваются записями, своими мыслями о музыке.Скинхеды.1. Бьют, мучают не русских.2. Бреют головы.3. Борются за чистоту арийской крови.4. Пьют.5. Курят в общественных местах.6. Не уважают окружающий их порядок7. Общаются.8. Пишут листовки.

По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и диджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.

Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам – отрицательно? Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.

Многие, а точнее 70% опрошенных, считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому - плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношения к представителю, и деятельность этой организации. А часть респондентов могла просто полениться выполнить разделение.

И все же, как разделили неформальные объединения наши респонденты? Мы посчитали все положительные и отрицательные выборы по каждой субкультуре с учетом знака и путем их сложения получили для каждой индекс позитивности/негативности. Итак, по мнению, жителей города Полярного самым деструктивным поведением отличаются скинхеды (их индекс – 61), следующими в черном списке значатся панки (индекс – 43), далее готы (- 15) и т.д. Лидерами в позитивном списке стали экстрималы (+36), затем диджеи (+35), затем реперы (+26) и т.д.

В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными» (235 выборов, против 225-ти). Субкультур деструктивным поведением выделено меньше, и в основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных на диаграмме. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые анализировались выше.

Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в пределах от -7 до +7 баллов, я столкнулась с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0». (61 подросток, примерно каждый второй). Один класс продемонстрировал негативное отношение к представителям субкультур (- 19.5 баллов, ср.=-0,8).

В классах, где был высок процент неформальной молодёжи, обычные их сверстники, как раз оценивали своё отношение к тем, кто является представителем субкультур в основном положительно, хотя и выражали негатив по отношению к самим неформальным объединениям. Может кто-то просто не знает, что его одноклассник причисляет себя к той или иной группе неформалов, а, возможно, мы становимся более терпимыми по отношению к этим людям, когда больше общаемся с ними, лучше узнаем их и видим, что между нами больше сходств, чем различий.Подсчитав оценки,я увидела, что в среднем отношение к представителям неформальных объединений среди молодежи положительно.

Кроме того, сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все субкультуры живут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличны друг другу. Я проверила это предположение с помощью углового преобразования Фишера. Сначала я вычислила процентные доли молодых людей оценивших свое отношение к представителям субкультур в 0 баллов среди неформалов и среди обычных подростков. Затем вычислила угловое преобразование Фишера. Расчеты я проводила по следующей формуле:

, где

φ* – эмпирическое значение углового преобразования Фишера.

φ1 – угол соответствующий большей процентной доле.

φ2- угол соответствующий меньшей процентной доле.