Смекни!
smekni.com

Созидание интеллектуальной эпохи (стр. 3 из 4)

Проблемы созидания интеллектуальной эпохи будут рассмотрены в историческом плане в рамках рассмотрения общества как системы социальных институтов, представленных на следующей таблице.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ОБЩЕСТВА

ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСНОВАСОЦИАЛЬНАЯНЕОБХОДИ-МОСТЬ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПОЛИТИКА РАЗНООБРАЗИЕ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКА ФУНКЦИОНИРОВА- НИЕ ОБЩЕСТВА Властное Согласование
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Общности Классы Владение ИСТОРИЯ Родня Поколения Культура ОРГАНИЗАЦИЯ Клубы Сословия Люди СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Предприятия Сферы Собственность ГРАЖДАНСТВО Собрания Советы Адвокатура
УПРАВЛЕНИЕ Решения Программы Веление РУКОВОДСТВО Информационные Пропаганда Планы СУБОРДИНАЦИЯ Силовые Вооружение Приказы КООРДИНАЦИЯ Хозяйственные Финансы Бюджет ПРАВИТЕЛЬСТВО Министерства Ведомства Прокуратура
НОРМИРОВАНИЕ Права Обязанности Воля РЕГЛАМЕНТИРОВ. Старейшины Цензура Цели РАНЖИРОВАНИЕ Партии Надзор Цензы РЕГУЛИРОВАНИЕ Профсоюзы Ревизия Цены ПРЕДСТАВИТЕЛЬС. Палаты Комитеты Нотариат
СУД Судари Советники Решения КУЛЬТСОВЕТ По строю Идеологи Моральные СОЦСОВЕТ По режиму Политики Персональные ХОЗСОВЕТ По укладу Экономисты Материальные ГОССОВЕТ Государь Присяжные Верховные

Основные необходимые преобразования комплексных органов властного согласования при созидании нового общества интеллектуальной эпохи отмечены на сайте ShahTheor.narod.ru/SocTheorbase.doc. Ниже освещаются наиболее важные преобразования симплексов совещательных органов: ИДЕОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ.

Идеология, имеющая в настоящее время наиболее неопределенное представление наряду со столь же многозначно понимаемой политикой и более конкретной экономикой, как один из основных аспектов функционирования общества отражает культурологические основы функционирования общества, целостное восприятие мира и место человека в нем. Как мировоззрение она отражает сакральные значения первооснов общества, обеспечивает поддержание общественного порядка, реализуется в повседневном массовом сознании путем соблюдения традиций и норм поведения.

Исторически исходным мировоззрением человека, пришедшим на смену инстинктивному поведению животных в эпоху бртничества, является магия. Магия, мистика, волшебство для отображения естественных сил природы в виде Духов, тотемов при ритуальном заклинании магов (волхвов, колдунов, шаманов) позволяла людям надеяться на счастливую судьбу, подкрепляемую символами, амулетами. Зарождается символьное отображение реальности в виде образных понятий, как сейчас можно предположить, языка, счета, меры. Мистицизм большое внимание уделят сохранившимся от животных предков прирожденным экстрасенсорным способностям к предвидению, ясновидению, телепатии и другим проникновениям в таинственный мир. Основным содержанием магии можно назвать волшебство.

На смену этому мировоззрению в охотничью эпоху приходит более совершенное мифическое язычество. Это уже наиболее упорядоченное представление о силах природы в виде стихий. В процессе «расколдовывания» прежних представлений формируется система поклонения олицетворенным Героям, идолам, уже вознесенным на небо, приклеплены к наиболее существенным на нем объектам и связаны едиными семейно-родовыми отношениями. Расширяется область символического отображения мира человека до рода, племени, ставятся вопросы происхождения всего на земле, а также планет, солнца, звезд. Развитие объектных, пространственных и временных отношений позволяет развертывать события в историческом плане: отмечаются исторически первые огонь, копье, лук; формируется сложная календарная система. Антропоморфное представление о реальности видимо способствовало развитию эмоционально-аффектных отношений между людьми, поклонению похотям. Совокупность преданий, норм, табу, обрядов, охраняемых жрецами, позволили сформировать новый тип обществ, сложные территориально этнические образования и хозяйственную деятельность с применением рабского труда. Суть язычества как мировоззрения состоит в мифологическом отображении реальности.

Историческое развитие общества в аграрную эпоху приводит к более совершенному мировоззрению – религии, которая благодаря вере в абсолютного Бога, единого, хотя и во множестве ипостасей, является уже мировоззрением вселенского масштаба, поднятая над Землей, и Солнцем, и звездами; а сами религиозные воззрения уже создаются конкретными пророками, но как откровения от Бога. Религиозное мировоззрение расширено до Вселенной, ограниченной сферой проживания людей и всем сотворенным миром, и регламентируют всю жизнедеятельность людей от зарождения до послесмертия. Повседневная жизнь мирян проходит под соблюдением духовенства, священнослужителей и посредством системы обрядов в специально оформленных церквях, храмах. Столь обобщенное, широко охватывающее и процессуально осуществляемое мировоззрение способствует дальнейшему развитию культурной области, особенно формированию специального образования и художественной деятельности.

Индустриальное общество выработало еще более совершенную научную идеологию, основанную на Законах. Научное доказательство строится на Законах, которые отражают наиболее существенные, устойчивые, инвариантные отношения явлений реальности, что выражается как правило, уже параметрически. Научные законы еще в конкретных случаях имеет антропологический, авторский оттенок: Закон Архимеда, Законы механики Ньютона, периодический Закон Менделеева, но в принципе научный Законы это уже Законы Природы, и подразделяются по видам на физические, химические, биологические, социальные. На основе Законов наука осуществляет анализ фактов, их объяснение и предсказание еще неизвестных явлений, охватывая всю Вселенную во всех ее временных границах и разнообразии проявлений. В настоящее время при классификации Законов выделяются и общие (теоретические), и конкретные (эмпирические), и частные (экзистенциальные) Законы с отражением различия на динамические, статистические и реже морфологические, но еще не имеется их строгой системы.

Дальнейшее развитие мировоззрения, необходимое для идеологического обоснования функционирования интеллектуального общества, возможно в направлении совершенствования закономерных представлений о реальности. Если научное доказательство позволяет объяснять факты реальности как, что это такое и как оно функционирует, то теоретическое обоснование на основе системы законов открывает возможность утверждать: почему это такое и в принципе не может быть иным, что уже общепризнано в исторической науке: «было бы только то, что было». Теоретическое обоснование так же ориентируется на Природу в целом, но его основания лежат в установлении Порядка Природы, отвечающего на вопрос, почему явления реальности такие. Высшим достижением теоретического обоснования реальности является установление Const функционирования конкретных явлений. Подробности теоретического обоснования отражены в Теоретике – Shah3129.narod.ru/Theoret.html.doc.

Итак, историческое развитие идеологии прошло четыре эпохальных изменения:

- магическое волшебство;

- языческое знахарство;

- религиозную веру;

- научное доказательство;

и в настоящее время формируется необходимое новой эпохе теоретическое обоснование.

Все исторически сложившиеся мировоззрения на осознание реальности для обеспечения рационального положение человека в мире. Переходя от первобытной магии к современному научному мышлению, расширялся круг познаваемого, повышалась степень обоснованности выводов, распространялось на все большие временные горизонты, но каждая ограничивалась областью конкретной деятельности и ориентировалось на преимущественно культурный аспект функционирования общества. И поскольку и в настоящее время проявляются все предыдущие виды деятельности, но разной степени, то и в этой мере и сейчас необходимо действуют все идеологические установки. Можно условно оценить исповедание магии менее 10% людей, язычества менее 20% -, религиозной веры порядка 30% -, научного мировоззрения до 40% -, а теоретическое обоснование используется несколькими оставшимися процентами людей. Задача созидания нового интеллектуального общественного строя заключается именно в развитие теоретического обоснования и его широкого практического применения.

Исследование эпохального изменения политической организации общества можно проследить по исторической последовательности формирования уровней организации общества, когда отражается и иерархическая организация общества, и повышение уровня национального самосознания при соответствующей социальной интеграции людей. Эпохальные изменения социальной организации начинаются с образования рода, где высший уровень биологической организации – семья добавляется обособленными социальными институтами: производственным и культурным. Следующим шагом в развитии политической организации общества является образование племени, когда дальние родственные образования объединяются, создавая в производственной сфере не только применение, но и создание орудий труда, а в культурной области наряду с заботой о здоровье людей формируется специализированная область физического развития, так необходимая для охотничьего общества. В аграрную эпоху осваивается производство сельскохозяйственной продукции и формируется специализированная культурная деятельность по развитию образования, что возможно при интеграции племен в единые народные государственные объединения. Последующее индустриальное общество со своим общеизвестными сферами культурного обеспечения и современной хозяйственной деятельности формируется при организации общества до уровня нации, объединяющей несколько близких по духу и материальному развитию народов. Зарождающаяся интеллектуальная эпоха потребует союзной организации людей как единого общества, на основе близ лежащих территориально, этнически и хозяйственно развитых стран, на что уже работают и информационные технологии в культурной сфере, и сетевые системные технологии в области производства.