Смекни!
smekni.com

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан (стр. 3 из 10)

Тюремная или уголовно-исполнительная система Республики Казахстан существенно отличается от аналогов западных, где государство, заботясь о безопасности своих граждан и наказывая за содеянное, помещает преступников в тюрьмы, изолируя их от общества и себе подобных. Учреждения уголовно-исполнительной системы нашей страны весьма отдаленно напоминают тюрьмы. Это отличие нисколько не влияет на состав самих преступников, которых, так же как и во всем мире осуждают за совершение убийств, причинения тяжкого вреда здоровью других людей, разбойные нападения, грабежи и кражи. Преступность в Казахстане тоже не носит особого характера, серьезно отличающего казахстанский феномен от преступности в других странах. Имеются некоторые отличия в явно выраженном и оформившемся преступном сообществе и воровской (уголовной) традиции. В местах лишения свободы в нашем государстве, как и в других странах, находятся граждане, совершившие общественно опасные деяния, которые уголовным законодательством квалифицированы как преступления. Именно поэтому нет никакой необходимости применять какие-то особые, жесткие меры к преступникам, или увеличивать сроки наказания за совершенные преступления и использовать такие рычаги в качестве средства борьбы с преступностью.

Практически все учреждения пенитенциарной системы Республики Казахстан (за некоторым исключением) представляют собой лагеря, где осужденных содержат не в тюрьмах и камерах, а в бараках, которые называют общежитиями для осужденных, группами по сто и более человек. По сути своей, такие условия содержания преступников можно рассматривать как условия для процветания субкультуры, уголовной традиции в различных проявлениях, распространения инфекционных и других заболеваний, нарушений прав человека, злоупотреблений и всевозможных спекуляций. Именно поэтому необходимо принять во внимание необходимость продолжения реформирования системы как важной составляющей оздоровления общества в целом.

Об уголовной традиции. Не так просто изменить то, что возникло несколько веков назад, видоизменялось и живет, не смотря ни на что. Традиции воровского мира уходят корнями в царскую Россию и то наследие, которое сегодня ощутимо влияет на ситуацию в учреждениях - бесспорный негатив, от которого надо избавляться. Традиция живет за счет вовлечения в свои ряды новых и новых членов (зачастую это молодые люди с несформировавшимися психикой, моральными устоями и ценностями, подверженные негативному влиянию). Вторая составляющая традиции - противостояние и противопоставление. «Красная зона» противопоставлялась «Черной зоне», «Чернота» (так называют продолжателей воровской традиции) противостоит «Красным» продолжателям традиции другой - советской. Эта традиция продолжается последователями на основе передачи «красного» опыта специалистов системы сегодняшней молодому пополнению извне.

Очень небольшое количество людей в Республике Казахстан, специалистов и профессионалов своего дела, осознает, что поддержание режима в учреждении за счет «черноты» или посредством «красных» (так называемых активистов из среды осужденных (Советы Правопорядка)) - нарушение действующего законодательства, регламентирующего исполнение наказаний в Республике Казахстан, в основе которого лежит унижение человеческого достоинства.

Изменение правоотношений в пенитенциарных учреждениях в сторону международных стандартов в этой области (Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными ООН 1955 г.) не может не повлечь за собой изменения условий пребывания сотрудников УИС на территории учреждений, когда персонал (сотрудники) учреждений, работающие в контакте с осужденными, постоянно подвергают свою жизнь опасности. Это в равной степени относится к представителям оперативно-режимной службы, воспитательной и медицинской служб. Иными словами, надзор за жизнью осужденных в учреждении осуществляют люди, которые подсознательно, в интересах собственной безопасности, продлевают жизнь субкультуре и уголовной традиции преступного мира. Эту составляющую необходимо учитывать всем, кто берется за изучение условий содержания осужденных в Республике Казахстан, кто берется исследовать ситуацию с целью ее улучшения, всем, кто всерьез понимает недостижимость улучшений в краткие сроки.

Казалось бы, осуждение преступника к определенному приговором сроку лишения свободы и отбыванию им этого срока в жестких рамках условий содержания не предполагает дальнейшего участия общества в его (осужденного) судьбе. Поскольку, государство полностью берет на себя заботу о преступнике и, обеспечивая безопасность общества, о его пребывании в пенитенциарном учреждении, гарантии жизненных проявлениях личности, последующей реинтеграции в общество (ресоциализация). Тем не менее, закрытость учреждений (изоляция от внешнего мира), способствует применению устаревших норм морали и быта, негативному отношению к проводимой реформе, противодействию и обострению конфликтов, которые вызваны самим назначением учреждения для исполнения наказаний. Такие конфликты перманентны и ряд факторов, которые могут повлиять на их стремительный рост, необходимо учитывать в обязательном порядке.

Именно поэтому в большинстве стран мира признано разумным участие общества в судьбе преступников на всех стадиях исполнения наказания через свои институты - некоммерческие (неправительственные) организации.

Изоляции от общества преступника и закрытости учреждений, порождающей феномены произвола и вседозволенности со стороны облеченных властью людей, противопоставляется участие общества в судьбе преступника и открытость учреждений для вполне определенного круга лиц, представляющих общество. Ведь условия содержания преступников в очень многих странах далеки от международных стандартов в этой области и изменению такого положения способствуют посещения учреждений независимыми некоммерческими организациями, представляющими общество. Это, безусловно, религиозные организации, организации медицинской и правовой направленности, а также - правозащитные.

История посещений (визитов) в учреждения пенитенциарной системы правозащитных организаций Республики Казахстан с целью исследования ситуации невелика. Однако взаимоотношения между некоммерческими организациями и областными (городскими) структурами КУИС МЮ РК уже определенным образом сложились и в рамках реализуемых программ и проектов приносят свои результаты в Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях. С недавних пор такая работа ведется в Джамбульской, Южно- Казахстанской областях и в г. Алматы. По праву первенство в этой работе принадлежит общественности г. Павлодара. Некоммерческие организации выполняют работу, которую называют мониторингом, а если попросту - исследованиями условий содержания осужденных в различных аспектах для приведения таких условий в соответствие с минимальными стандартами в этой области (Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными ООН 1955г.).

Мониторинг. Не так легко разобраться с этим словом, а уж тем более с его значением. Достаточно широкий круг компетентных лиц в нашей стране обсуждал этот вопрос и не пришел к понятию, которое совершеннейшим образом было бы применимым для всех заинтересованных сторон. Слава Богу, что некоммерческие организации в Республике Казахстан знают, чем занимаются. С некоторых пор об этом знают и наши коллеги в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Отрадно, что пенитенциарные системы этих стран признают необходимость участия в реформировании общественных институтов, деятельность которых прямо или косвенно касается проблемы прав человека, находящегося по ту сторону свободы.

Вместе с тем, в странах нашего региона практически отсутствует государственный мониторинг прав человека в пенитенциарной системе (исключая отдельные посещения учреждений пенитенциарной системы представителями Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан). Полагаю, что взаимодействие в про ведении мониторинговых исследований некоммерческими организациями и государственными институтами будет способствовать становлению государственного межведомственного мониторинга прав человека, каковой призван осуществлять институт Уполномоченного по правам человека в РК, а также повышению профессионализма представителей отдельных некоммерческих организаций, осуществляющих мониторинговые исследования в пенитенциарной системе Республики Казахстан.

Можно легко увидеть сложный и многосоставный конфликт в любом пенитенциарном учреждении. Однако для этого требуется выполнение нескольких условий, соблюдение которых позволит не только увидеть, но и зафиксировать ненормативные показатели условий содержания, состояния режима в учреждениях, соблюдения прав осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан. И здесь, как мне представляется, государственный институт Уполномоченного по правам человека в РК и некоммерческие организации могли бы более тесно взаимодействовать для фиксации отправной точки последующего реформирования системы в целом.

Отличие нашей тюремной системы состоит в том, что к перманентному конфликту между осужденным и самой системой исполнения наказания возникают дополнительные, связанные с безопасностью сотрудников, личным негативным отношением сотрудников к преступникам, недостаточным финансированием хозяйственных и бытовых нужд, а также менталитетом персонала, в основании которого советское понимание таких ценностей как права человека, правосудие, правовое государство. Однако конфликт можно ослабить во много раз, свести только к обостренным взаимоотношениям преступника и системы, если больше доверять некоммерческим организациям и более плодотворно использовать их потенциал. Ведь даже сами факты посещений учреждений посторонними людьми (не связанными с системой исполнения наказаний), прием осужденных по различным вопросам, визуальные осмотры мест лишения свободы во много раз снижают проявления агрессии и напряженности, как в среде осужденных, так и среди сотрудников.