Смекни!
smekni.com

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (стр. 8 из 14)

Ст. 7 Федерального закона № 159-ФЗ устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении; на бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, на оплату проезда к месту лечения и обратно.

Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (ст. 8 закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях [42 с. 28].

Дети, не имеющие закрепленной за ними жилплощади, по возвращении из всех указанных выше учреждений должны быть обеспечены вне очереди равноценной ранее занимаемой ими жилплощадью не ниже установленных норм.

Трудоустройство выпускника интернатного учреждения — один из сложнейших вопросов, которые приходится решать государственным службам.

Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. №1032-1, органы службы занятости обязаны оказать выпускнику содействие в устройстве на работу и при этом не только проинформировать об имеющихся вакансиях, но и дать необходимые консультации, помочь сориентироваться, а если он не может найти подходящую работу, бесплатно направить его для профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Выпускник должен быть признан безработным не позднее чем через 11 дней с момента подачи документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 159 указано, что при обращении детей-сирот в возрасте от 14 до 16 лет в органы государственной службы занятости населения им должны быть обеспечены профессиональная ориентация, диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, профессиональная подготовка и трудоустройство в течение б мес.

Если ребенок-сирота (а также лицо в возрасте до 23 лет, ставшее сиротой или оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет) впервые ищет работу и регистрируется в государственной службе занятости в качестве безработного, пособие по безработице ему выплачивается в течение б месяцев в размере среднего уровня заработной платы, сложившегося в данной области, крае.

При ликвидации организаций, сокращении штатов работодатели обязаны высвобождаемым работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Министерством труда Российской Федерации принято постановление от 6 февраля 1995 г. № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», которое предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетних (до 18 лет) трудоустраивает учебное заведение (детский дом, школа-интернат) или специалист по охране детства.

Выпускники интернатных учреждений при трудоустройстве имеют льготы. За счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Однако взамен одежды, обуви и оборудования по желанию выпускников им может выдаваться или перечисляться на их счет в Сбербанке России денежная компенсация. При трудоустройстве после окончания ПУ, техникума, вуза за счет средств учебного заведения ребенок-сирота получает единовременное пособие в размере не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

Проведенные исследования показывают, что многие выпускники интернатных учреждений не имеют сведений о правах, в том числе и о льготах, которые им предоставляет государство [9 с. 117].

Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.

Жизненный путь ребенка в интернатном учреждении в значительной мере предопределен и стабилен на всем протяжении от поступления до выпуска. Негативное влияние воспитания в этих учреждениях на психическое развитие детей признается многими. Жизнь в условиях материнский депривации формирует особый тип личности. Эти дети не хуже и не лучше воспитывающихся в семье, это просто другие дети. Ученые говорят о своеобразном, нетипичном пути развития «интернатных» детей, «особой личности направленности, которая будучи последовательно реализованной до конца, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности»[5 с. 67]

Процесс социальной адаптации сирот-выпускников можно скорее охарактеризовать как дезадаптивную. Выпускники интернатных учреждений чаще своих сверстников, проживающих в семьях, оказываются участниками или жертвами преступлений, испытывают трудности в создании семьи, поисках работы (и легче ее теряют), более склонны к делинквентному поведению, чаще становятся жертвами суицида. Изменение социально-экономических условий в стране привело к еще большему обострению проблемы постинтернатной адаптации выпускников.

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов [41 с. 253].

На протяжении последних 10 лет предпринимались попытки улучшить условия содержания в учреждениях и применяемые модели воспитания, в особенности в детских домах, путем уменьшения среднего количества детей в одном учреждении и замены существующих моделей воспитания на индивидуальный и приближенный к семейному подход. Однако, несмотря на то что, по неофициальным сведениям, персонал предан делу и есть многочисленные примеры хорошего ухода, применяемые методы все еще делают основной упор на удовлетворении физических потребностей детей и образовании (или "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах массовой информации в последние годы, дает многочисленные примеры низкого качества физического и психологического ухода; отсутствия развивающего воспитания; жесткого режима и дисциплины; тенденции к изоляции детей от общества, родителей и родственников (дети часто изолируются от всех внешних контактов из страха перед инфекционными заболеваниями. С другой стороны, в обществе бытует отношения неприятия совместного времяпрепровождения детей из обычных семей и детей из детских учреждений, этому часто мешают клеймо «детдомовец» и связанные с ним предрассудки); упора на общественное в противовес индивидуальному (в российской литературе это явление называется «казарменной психологией); недостаточности и низкого уровня подготовки детей к жизни вне учреждения; жестокого обращения (Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «Государства - участники должны принимать все необходимые меры по защите ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребления со стороны родителя(ей), законного опекуна(ов) или любого другого лица, заботящего о ребенке») и т.д. По результатам обследования детей из учреждений, 35% из тех детей, кто убегал из учреждений, делали это из-за «сурового режима» [20 с. 6].

Кроме того, многие учреждения находятся в плачевном состоянии. Недостаток средств для проведения капитального ремонта и технического обслуживания зданий привели к их обветшанию, наблюдается крайняя нехватка всех ресурсов, учреждения с трудом обеспечивают установленные нормы питания. (Нормы, касающиеся питания, одежды и т.п., определяются в Указе правительства РФ № 409 от 20 июня 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормы действуют для всех стационарных детских учреждений, а также для приемных семей и опекунских/попечительских семей. Они дифференцированы в зависимости от возраста детей. Из-за крайней нехватки ресурсов эти нормы соблюдаются редко, если соблюдаются вообще. В большинстве случаев финансирования едва хватает на зарплату персонала и питания детей. В качестве одного из выхода из сложившейся ситуации предлагалась передача учреждениям участков земли для выращивания собственных овощей и фруктов. В конце 2003 г. около 39% основного фонда нуждались в капитальном ремонте, 7% детских домов и школ-интернатов не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям и 4% зданий находились в аварийном состоянии. Низкие зарплаты, часто задерживаемые, отрицательно сказываются на желании персонала выполнять работу, требующую физических и эмоциональных затрат, и часто являются причиной увольнения наиболее ценных работников. Неудовлетворительное состояние учреждений, естественно, является следствием недостаточного финансирования всей системы, однако необходимо также признать, что детские воспитательные учреждения являются наиболее затратной и наименее эффективной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [42 с. 32],[43 с. 27].