Смекни!
smekni.com

Социально-психологические вопросы культурной социализации (стр. 2 из 3)

По нашему мнению, история человечества имеет будущее только в условиях диалога между культурами.

На наш взгляд, реальное содержание мультикультурализма заключается в осуществление диалога культур, возможности которого открываются при ориентации на принцип толерантности и позволяют надеяться на разрешение определенных аспектов планетарного кризиса уже сегодня. Мультикультурализм есть, по сути дела, теория и практика такого диалога, направленная на поиск путей его интенсификации.

Каким образом государства могут расширить возможности для проявления культурного многообразия? Первостепенное значение имеют демократия, справедливое развитие и согласованность деятельности государственных органов. Но, кроме этого, необходимо также проводить политику мультикультурализма, включающую недвусмысленное признание культурных различий. На наш взгляд, политика мультикультурализма не только желательна, но также реально осуществима и необходима. Ведь индивиды имеют разные и взаимно дополняющие друг друга идентичности, и культуры не являются чем-то статичным и непрерывно эволюционируют, следовательно, признание культурных различий может способствовать достижению равноправия.

Несмотря на то, что проведение политики мультикультурализма должно носить комплексный характер и учитывать баланс между признанием культур, с одной стороны, и обеспечением единства государства, с другой, успешное решение этой проблемы все же возможно. Многие государства смогли учесть интересы различных групп и расширили их культурные свободы без ущерба для своего единства и территориальной целостности (например, Малайзия и Швейцария, конституционно признают множественную идентичность; Индия и Испания провозглашают единую национальную самобытность, но признают плюралистический характер их многоликих обществ - к примеру, наличие различных лингвистических групп). Политические меры, направленные на уменьшение исключённости и снижение риска политических конфликтов на почве самобытности культуры, во многих случаях предотвращали или помогали урегулировать острые столкновения. Политика мультикультурализма также укрепляла потенциал государств и содействовала социальной гармонии, поощряя многообразные и взаимодополняющие виды самобытности культур. Целью политики мультикультурализма является не хранение традиций, а защита культурной свободы и расширение свободы выбора - образа их жизни и самосознания, - таким образом, чтобы людям не пришлось пострадать из-за сделанного выбора.

В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне, проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. По всем этим проблемам он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма.

Стратегия мультикультурализма в условиях глобализации должна опираться на четыре принципа:

• защита традиций может оказывать сдерживающее воздействие на развитие человека;

• необходимо уважать существующие различия и многообразие;

• многообразие процветает во взаимозависимом мире, где идентичность людей множе-ственна и взаимодополняема и где они чувствуют себя частью не только местной общины и своей страны, но и всего человечества;

• по мере уменьшения диспропорций и неравенства в экономической и политической областях уменьшается и угроза культуре более бедных и слабых сообществ.

Социально - психологические вопросы культуры проведения свободного времени молодежью

Проблема культуры свободного времени молодежи получила развитие в исследованиях таких ученых как Л.А. Акимовой, И.Б. Бестужева-Лады, А.И. Вишняка, В.И. Добренькова, Е.И. Дробинской, Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаева, А.Б. Трегубова. В исследованиях Ю.Г. Волкова и В.И. Добренькова обнаружено, что на уровне досуговой самореализации российскую молодежную субкультуру отличают такие черты, как преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, "вестернизация" культурных потребностей и интересов, приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации. По мнению В.Я. Суртаева стереотипами, тормозящими культурно-досуговую деятельность, являются такие факторы как: однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию; неразвитость вкусовых предпочтений; неизбирательность в потреблении культурных ценностей; навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.

Наблюдающийся в последнее время рост социологических и социально-психологических исследований культурно-досуговой деятельности молодежи, на наш взгляд, связан со следующими обстоятельствами. Во-первых, организация оптимального досуга молодежи - это одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Во-вторых, это связано с ролью досуга, которое он оказывает на формирование личности: известно, что деятельность на досуге может приводить к серьезным изменениям личности. В-третьих, с изменением содержания, структуры и направленности досуга, произошедшим под воздействием социокультурной трансформации в обществе, с появлением и увеличением числа информационных технологий. Наконец, в-четвертых, - с функциональной нагрузкой досуга (социализирующая, коммуникативная, воспитательная, развивающая, гедонистическая функции и т.п.) и с возможностями социализации и значимостью досуга для молодежи. Анализ литературных источников показал, что телевидение, радио, пресса, Интернет не только активно участвуют в формировании ценностей культурно-досуговой деятельности, но и одновременно являются заполнителем свободного времени.

В довольно широком спектре вопросов, рассматривающихся в контексте изучения культурно-досуговой деятельности молодежи, можно выделить две проблемы, которые отмечаются наиболее часто. Первая - это предоставленность молодежи самой себе, улице, среде масс-медиа. Вторая проблема - это намечающаяся тенденция "одомашнивания" молодежного досуга. Последствия этого: пассивный досуг (проведение свободного времени перед телевизором и компьютером), обеднение духовной сферы, неразвитость коммуникативных навыков, конформизм и фанатизм, возникновение различных видов девиаций социального поведения и аддикций (компьютерная, Интернет-зависимость и т.п.).

Понятно, что при экстенсивном развитии исследований молодежной культуры на передний план выходит описание феноменов и первичная их типология. Более глубокие исследования, могут дать научную картину не только социально-психологических типов досуга (основой дифференциации могут явиться активность, разнообразие культурных потребностей личности, интересы, жизненные ориентации), но и раскрыть механизмы социально-психологических эффектов досуга во всем его разнообразии. И если максимально-негативные эффекты стихийно организуемого досуга могут проявляться в отклонениях социального поведения (аддикциях, девиантном, криминальном поведении), то, условно говоря, минимальные эффекты этого - нерациональное использование личного времени и созерцательно-развлекательные формы проведения досуга, которые могут проявляться в изменениях ценностной сферы личности, сужении круга интересов, увлечений, занятий.

Тот факт, что в настоящее время около 60% российской молодежи свободное от учебы и работы время посвящают прослушиванию музыки, просмотру видеоклипов и музыкально-развлекательных программ убедительно свидетельствует о том, что вопросы организации досуговой деятельности являются важным компонентом молодежной социальной политики. Полагаем, что одним из приоритетных направлений исследований в области психологии молодежной культуры может явиться изучение психологической культуры проведения свободного времени как компонента психологической культуры личности. Под психологической культурой личности в нашем контексте мы понимаем уровень развития системы ценностей, интересов, предпочтений, направленность личности и широту ее культурных потребностей. Уровень психологической культуры личности в проведении досуга определяется не только факторами объективного плана (такими как возможность выбирать из ассортимента видов досуга, предоставляемых обществом; культурная микро и макросреда, характер социальных норм и т.д.), но и субъективными факторами (креативность мышления, критичность, самостоятельность, уровень социализации и т.д.). Как показывают эмпирические исследования, их сочетание позволяет молодому человеку не только противостоять негативным обстоятельствам и не поддаваться отрицательному влиянию социальной группы, но и подходить осмысленно к организации своего свободного времени, досуга, который будет способствовать успешной самоактуализации личности в различных сферах жизнедеятельности.

Заключение

На наш взгляд, политика мультикультурализма касается не только признания различных систем ценностей и культурных обычаев внутри общества, но этот подход состоит также в формировании общей приверженности основополагающим, безусловным ценностям, таким, как права человека, верховенство закона, гендерное равенство, многообразие и толерантность. В то же время, мультикультурализм даёт только умеренные по своему воздействию инструменты политики. Он может снижать напряженность, но не снимает проблему насилия и обеспечения безопасности общества или государства.