Смекни!
smekni.com

Социологические подходы к изучению проституции (стр. 1 из 3)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени

А.С. Пушкина»

Кафедра теории и истории государства и права

Социологические подходы к изучению проституции

Брест 2009


Содержание

Введение

1. История проституции

2. Определение и виды проституции

3. Мотивы и издержки удовлетворения сексуальных потребностей с помощью коммерческого секса

4. Проституция в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


Введение

Секс за деньги давно и широко известен, как древнейшая профессия. В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За «легкий» труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью. В настоящее время проституция все еще запрещена во многих странах мира. По разным данным, только в США насчитывается от 2 до 5 миллионов проституток.

Связь проституции как социального явления с культурой и цивилизацией бросается в глаза даже самому поверхностному наблюдателю. Вместе с тем, сущность ее осталась почти не затронутой прогрессом. И неизменно-примитивное в ней в течение тысячелетий стоит против культуры как нечто ей в основе чуждое и враждебное, или, во всяком случае, не слившееся с ней.

С давних времен люди пытаются дать точное и исчерпывающее определение проституции. Но уже тот факт, что все определения медиков, юристов, социологов, философов и других специалистов нередко сильно расходятся между собой, доказывает, что точное определение содержания слов «проституция» и «проститутка» весьма затруднительно.

Проблема проституции уже немало лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция – чрезвычайно немалогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого споры о проституции, ее отличительных чертах продолжаются с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

Всем этим, по моему мнению, и определяется актуальность темы моего реферата.

Объектом исследования данной работы является проституция.

Предметом исследования являются социологические подходы к изучению проституции.

Цель исследования данного реферата состоит в рассмотрении вопроса об истории проституции, проблеме проституции в наши дни, проблеме проституции в Республике Беларусь.

Задачи исследования данного реферата заключаются в следующем: изучить и проанализировать литературу по данной теме, изучить историю проституции, раскрыть понятие и функции проституции, изучить вопрос о проблеме проституции в наши дни.

Основными методами исследования в данной работе являются анализ, синтез и системный подход.

1. История проституции

Проституцию (от латинского prostituere – выставлять публично), т.е. сексуальное обслуживание за плату, часто называют первой древнейшей профессией. Но под это определение подводятся самые разнообразные явления. Если считать проституцией все сексуальные контакты, где главным мотивом одной из сторон является материальная выгода, то придётся включить сюда также брак по расчёту [2, с. 280].

Прежде всего в истории проституции различают три основных периода:

1) эпоха проституции гостеприимства, т.е. предоставление под более или менее благовидным предлогом, женщины-рабыни гостю, которого случай приводит в хижину первобытного человека; это каменный период проституции;

2) эпоха священной проституции, которая возникла на почве суеверных представлений и грубых страстей азиатских народов;

3) эпоха легальной проституции, которая во имя физической гигиены и морали мирится и санкционирует любострастную торговлю человеческим телом, Указанное деление проституции на три периода принято всеми авторами, писавшими общую историю этого института.

Длительный период в истории проституция была связана с определёнными культами. В индуистских храмах были специально обученные жрицы любви, танцовщицы – баядеры, которые отдавались брахманам-жрецам и платившим храму паломникам. Эта деятельность была профессиональной, даже наследственной и пользовалась всеобщим уважением. Но это не было простое удовлетворение мужской похоти. Сексуальная близость считалась приобщением к божеству, жрицы камы обучали мужчин искусству любви. Существовали такие жрицы и в Древнем Вавилоне.

Во многих государствах Западной Азии существовал обычай, по которому каждая женщина была обязана хоть раз в жизни отдаться чужестранцу в храме, посвященном богине Иштар (Астарте). В этом поступке проявлялась их преданность богине, а полученные деньги жертвовались храму. Кое-где сексуальные контакты, сопровождавшиеся вознаграждением, считались одним из правил гостеприимства. В других случаях они предшествовали вступлению в брак, были частью мужских или женских инициации или оргиастических праздников.

С проституцией эти отношения роднит только то, что это была связь с временными партнерами и что эта связь материально вознаграждалась. Но в отличие от проституции эти отношения не были простым товарным обменом секса на деньги, они мотивировались религиозными соображениями и строго регулировались обычаями.

Священные храмовые сексуальные обряды существовали и в Древней Греции. Были в Древней Греции и светские гетеры – женщины различных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Некоторые гетеры были высокообразованны и имели большое влияние. Низшие слои общества посещали дешевые бордели. В Древнем Риме в многочисленных борделях большинство проституток были рабынями, а само существование борделей
рассматривалось как средство поддержания чистоты семейной жизни. В Римской империи куртизанки имели специальные лицензии и платили налоги. Отношение средневекового христианства к проституции было противоречиво. Проституция морально осуждалась. Тем не менее многие христианские государи и даже сама католическая церковь не брезговали получать от нее доход. Проституция считалась неискоренимой.

В определенном роде переломным в истории проституции стал XVI век, который ознаменовался грандиозной эпидемией сифилиса в Европе (до сих пор не очень ясно, был ли ввезен сифилис экспедицией Колумба из Нового Света, либо, наоборот, вывезен на волне эпидемии сифилиса из Старого Света в Новый). Размеры эпидемии были устрашающими. Попытки закрыть дома терпимости и грозить прихожанам всеми возможными карами успехом не увенчались. И наконец, в конце XVII-начале XVIII века начинается регистрация проституток, принуждение их к периодическому медицинскому контролю и наблюдению. [5, с. 288]

2. Определение и виды проституции

XIX – начале ХХ вв. вопрос об определении, сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.

В официальных документах она понималась как «разврат или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим» и «снискивающая себе пропитание». Это определение относилось к проститутке вообще, без разделения на категории.

Э. Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал: «публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию», а проституция – это «ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака»

Р. Вардлоу определял проституцию как «всякие недозволенные сношения между полами». Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной «всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью». Чтобы назвать женщину таковою, недостаточно одного случая сношения; на женщину «накладывает печать проституции только добровольное повторение полового акта.

Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что проститутка – «это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам».

В определение «проституция» по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: «женщина, которая открыто и не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка»., т.е. «в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а также то, «проституирует она с ведома администрации или нет».

Энциклопедия сексологии определяет проституцию как определённую форму внебрачных отношений; профессиональное удовлетворение сексуальных потребностей клиентов за вознаграждение.

Авторы и сторонники феминистской теории рассматривают проституцию как явление, возникающее из неравенства в обществе, когда одна группа людей (чаще – мужчины) имеет деньги и покупает, а другая группа (обычно – женщины) не имеет средств и продаёт свою сексуальность [4, с. 264].

Во всех странах проститутки социально неоднородны. По мнению специалистов-социологов, самая организованная форма сексуальной коммерции, – гостиничная проституция. Она полностью контролируется соответствующими преступными группировками, которые не пускают в «свою» гостиницу посторонних. Образовательный уровень этих женщин очень высок, каждая третья имеет высшее или незаконченное высшее образование, многие знают иностранные языки. Один из показателей их профессионализма – регулярное пользование презервативами.