Смекни!
smekni.com

Социология и ее функции (стр. 6 из 11)

24. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Проблемы соц зрелости личности.

Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).

Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма).

Агенты и институты социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что со­циализация продолжается всю жизнь, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Борьба с такими проявлениями осуществляет соц. контроль.

Социальный контроль ­– это особый механизм регулировки поведения и поддержания общественного порядка. Включает в себя социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно себя вести в обществе. Санкции – это средства наказания или поощрения стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы существуют либо в виде предписаний, требований, пожеланий. Санкции бывают формальные и неформальные, позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны организации. Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала). Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты – суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвяз. и входят в систему соц. контроля.

25. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского

М. Ковалевский подходил к соц-гии как к науке, а не как к концепции чел-их идеалов. Он исходит из того, что для соц-гии главноеесть правда-истина. Идеи закономерного и поступат. характера истор. процесса, как и соц. преемственности, — важные стороны эволюционистской концепции К., согласно которой об-во более или менее плавно (эволюционно) пе­реходит от одного своего состояния к др. Таким же обра­зом происходит развитие отдел. областей обществ. жизни и разл. соц. институтов. Эволюцию гос. строя он связывал с целым рядом факторов обществ. жизни, в т.ч. с эволюцией хо­з-ва и «форм эконом. быта», с развитием полит. отнош. классов и др. соц. групп, с эволю­цией полит. идей и общим прогрессом культуры. Важн. роль в соц-гии К. играет историко-сравнител. метод. Сравнивая развитие народов разн. стран и эпох, м/о обнаружить некоторые общие законы их истор. эволюции Историко-сравнит. метод позволяет выявить и эти законы, и специфич. особенности в развитии разн. народов и их культур.Весьма высоко ставил К. психологич. школу в соц-гии. Он рассматривал подражание как органич. проявление личностной и соц. психологии людей и потому как важн.фактор их обществ. жиз­ни. Он считал, что «основы соц-гии не м/т лежать вне психологии». Положит. отнош. к многим социологич. на­правлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи м/у ними, готовность применять их уче­ния при анализе тех или иных обществ. явлений — еще одно проявление социологич. плюрализмаК. Кажд. направление в соц-гии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии об-ва, будь то биологич., демограф., эконом., полит. или психолог.фактор.Исходя до основных установок социологич. плюрализма К. разрабатывал теорию обществ. прогресса. В своей теории обществ. прогресса К. исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно.

26. Анализ документов как метод сбора соц. инф-ии

Под документомподразумевают те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве.Анализ док-тов открывает социологу возможность уви­деть в отраженном виде многие стороны соц. действи­т-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую ин­ф-цию об этой дейст-сти. От формы, в которой зафиксирована инф-ция, зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и ка­ким методом он успешно м/б проанализиро­ван. По форме фиксации информация делится на:1. письмен. док-ты;2.статистич. данные;3.иконографич. док-ция (кино-, фотодок-­ция);4. фонетические док-ты.Под традиционным, классич. анализом «понимается все многообразие умствен. операций, направлен. на ин­теграцию сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае. Такой анализ направлен на полное выявление их содержания. Слабостью тра­диц. анализа док-тов явл-ся субъективизм.Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработ­ку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализа. Контент-анализ, или науч. анализ содержания док-та — это метод исследования, применяемый в самых разл. дисциплинах, областях гуманитар. знания. При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газет. материалов. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: до 80% самой секретной инф-ции добывает­ся с его помощью.В социолог. исследовании газет. тексты, согла­шения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объ­екта анализа. Прагматич. модели контент-анализа сосредоточивают внимание на тех при­знаках текста, которые прямо или косвенно свидет-ют о позициях или намерениях автора. Методологич. принципы опред-ют содержат. ин­терпретацию исследуемых явлений. А технич. приемы вы­полняют такую же роль, как и др. методы социологич. исследования, н-р статист. наблюдение или опрос. Технич. приемы — это ср-ва сбора социолог. ин­ф-ции.

27. Рабочий класс в современном российском обществе

Рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.).

Рабочий класс России в настоящее время социально неоднороден и представляет собой скорее совокупность отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Государственные предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике.

28. СОЦ СТРАТИФИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта.