Смекни!
smekni.com

Социология как наука, ее место в системе наук об обществе (стр. 5 из 6)

Например, из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековой Москве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси, что усложняет понимание процесса формирования русской государственности, культуры, взаимодействия азиатских и европейских элементов, традиции повседневной экономической, политической жизни и постоянно порождает острейшие дискуссии по этому поводу в современной публицистической и научной литературе.

Вместе с тем имеются существенные различия в том, как анализируется и интерпретируется исторический факт в социологической и исторической науках. Эти различия обусловлены различиями наук номотетических и идиографических. Номотетические науки (от греч. nomos – закон) ищут в сознании социума общее – законы функционирования и изменения общества, исследуют неизменное, повторяющееся в реальном течении событий – это науки о законах. Идиографические науки (от греч. idios- своеобразный, особый и grapho – пишу) описывает единичное в его конкретно-исторической форме, изучают однократное содержание явления – это науки о событиях.

Социология, политология, экономические науки относятся к номотетическим наукам, история, этнография – к идиографическим.

Коренное отличие социологии от истории в том, что ее цель – объяснение повторяющегося, регулярного, типического, закономерного в истории основных форм социальной жизни. Однако следует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себе описательный элемент, а любая идиографическая наука так или иначе основывается на знании законов изучаемого объекта.

Метод социологии, который стремиться объяснить повторяющееся, регулярное, - генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральные тенденции. Так, Э. Дюркгейму пришлось проанализировать и обобщить огромный фактический материал, касающийся суицидальных явлений в различных обществах, культурных и социальных средах, демографических группах, чтобы выявить связь между увеличением числа самоубийств и «атомизацией» индивидов, нарушением социальных связей.

Метод истории – это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.

Социология и история – науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающие более полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе с тем существует определенная опасность социологизации истории. Это происходит в том случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести под заранее подготовленную жесткую, а иногда и неадекватную схему, социологическую конструкцию. Так, например, не всегда закономерности, выявленные при изучении западной культуры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур и обществ.


2.3 Социология и психология

Сделав центром своих исследований взаимодействие между людьми, социология должна тщательно и глубоко изучать духовную жизнь, ожидания, установки, мотивы, переживания, предпочтения действующих субъектов. И здесь возникает проблема различения социологического и психологического подходов к изучению духовной жизни людей.

Можно согласиться с П. Сорокиным, утверждавшим, что когда в исследовании основными показателями (переменными) считаются инстинкты, желания, воля, темперамент человека и на их основе анализируют его поступки, то в этом случае проводится психологическое исследование.

Когда же ученый считает отправной точкой социальное положение человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование.

Рассмотрим, например, такое социальное явление, как взятка. Работник получил взятку. При изучении этого события можно предпочесть психологический анализ: определить силу воли этого человека, тип его темперамента, степень устойчивости психики. Это может объяснить, почему данный человек потребовал взятку или как он поддался на уговоры взяткодателя и т.д.

Можно провести и социологический анализ: попытаться определить, в какой социокультурной среде вырос и работает этот человек, на каких традициях воспитан, проследить его жизненный путь, общую социальную атмосферу и т.д. В данном случае мы выясним, какие социальные факторы могут способствовать появлению феномена взятки.

Итак, первое отличие социологии от психологии: социология изучает не индивидуально-психические особенности человека, а социокультурные причины, последствия, меры предупреждения его поступков. Т. е. социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.

Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека - это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия. Желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога - это типичная способность, присущая любому человеку.

Третье отличие: для социолога человек интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное.

В истории науки были (и есть) попытки свести социологию к психологии, объяснить социальные явления особенностями человеческой психики (бихевиоризм, этнометодология и др.). Однако «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества», а не в природе индивида.

2.4 Социология и политическая экономия

Взаимоотношение социологии и политической экономией определяется отношением их предметов. Так социология определяется как наука о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных отношений, предметом политической экономии является только один вид общественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Политическая экономия, по словам Ф. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука о законах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предмет политической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политическая экономия - это наука, предметом которой является экономический базис общества как целостность, т.е. процесс воспроизводства, производства, распределения, обмен и потребление. «Она исследует законы, которые управляют этой целостностью и определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структура экономической целостности и функциональная и казуальная связь между отдельными ее частями. Отдельные части этой целостности она изучает в их связи с остальными частями и лишь в составе этой целостности». Политическая экономия как наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла раньше социологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняется хозяйственная жизнь. Со времени появления социологии встал вопрос о ее отношении к политической экономии.

По К. Марксу, политическая экономия имеет дело не с производством, а с отношениями, которые складываются в процессе производства, с социальной структурой производства. Отсюда видно, что политическая экономия как наука концентрирует свои усилия на изучении производственных отношений людей и типов экономической деятельности, которые складываются на основе этих отношений. Поэтому у политической экономии не никаких оснований выступать в качестве некой общей научной теории для всех общественных наук, поскольку она изучает лишь один, хотя и базисный, вид отношений между людьми. Именно вследствие своей важности для целостного изучения социальных феноменов и процессов, а также общественных закономерностей политическая экономия оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и с социологической теорией. Таким образом, политическая экономия, изучая социальный аспект производства, имеет своим предметом только один вид общественных отношений - отношений производства. Поскольку отношения производства складываются в рамках экономического базиса общества и являются основополагающими общественными отношениями, то научные законы, устанавливаемые политической экономией, имеют большое значение для определения закономерностей, относящихся к прочим общественным явлениям. Между тем, поскольку в обществе следствие может воздействовать на причину, то и другие общественные отношения, однажды возникнув, оказывают обратное воздействие на отношения производства. Именно поэтому законы, устанавливаемые науками, которые изучают остальные виды общественных отношений, имеют большое значение для открытия законов экономического базиса общества.

Политическая экономия не изучает общество как целостность. Она изучает только один вид общественных отношений и при этом должна исходить из знания о том целом, часть которого она изучает, об обществе, а это знание дает социология. Точно так же социология при изучении отдельных общественных явлений должна принимать во внимание законы, которые открывает политическая экономия. По сути, взаимозависимость между политической экономией социологией основывается на связи и взаимодействии предметов этих наук. А это значит, что каждая из них может исследовать свой предмет и открывать присущие ему закономерности лишь в том случае, если будет учитывать знания и законы, открываемые другой. Тем самым отношение между социологией и политической экономией выступает как отношение взаимной связи и обоюдной пользы при изучении каждой из этих наук своего предмета. Ибо социология как наука о наиболее общих закономерностях, наука об обществе как целостности общественных отношений изучает также и производственные отношения, которые составляют предмет политической экономии. Однако социология изучает производственные отношения в контексте исследования сущности общественных отношений вообще и выявления их особых характеристик. При таком подходе к изучению общественных отношений, в том числе и производственных, социология использует и знания об этих общественных (производственных) отношениях, которые получены и сформулированы политической экономией.