Смекни!
smekni.com

Социология личности - историческое развитие и актуальные проблемы (стр. 1 из 5)

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

Тема контрольной работы:

«Социология личности: историческое развитие и актуальные проблемы»

Содержание контрольной работы

1. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности

2. Основные концепции социологии личности

3. Ролевые теории и социальный статус личности

Вывод

Практическое задание

Список литературы

Приложение

I. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические типы и виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. Однако, при всех качествах, выделяющих человека из животного мира, все же человек остается биологическим существом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле.

И хотя человек произошел от животного и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включенностью человека в систему общественных отношений. Многие ученые считают, что даже биологические особенности человека: прямохождение, строение мозга, очертание лица, форма рук — результат изменений, происходящих миллионы лет под влиянием коллективного труда. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств человека показывает, что человек — существо биологическое и социальное.

Условия среды, положение в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы. Связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначе говоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач — лечит, педагог — учит, воспитывает, шофер — водит автомашину, предприниматель — распоряжается и организует производство и т. п. и т. д. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанные мотивы).

В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентации личности лежат потребности и интересы. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Социальный статус личности — это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые представлены для осуществления деятельности. Но ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Так, современный человек может иметь одновременно статусы человека, гражданина какого-либо государства, студента, члена семьи, члена какой-либо неформальной группы, члена политической партии и т. п. Различают предписанные или естественные статусы (национальные, социальное происхождение, место рождения) и приобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация и т. п.).

Достаточно полной поведенческой характеристикой личности есть социальная роль, отражающая динамичный аспект социального статуса. Ролевые требования закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона и морали.

Очевидно, что социальный статус личности зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько условия освоены личностью, от её сознания, от её культуры, от её активности и т.п.

Однако многообразие ролей рождает и внутренние конфликты личности, называемые ролевыми конфликтами, чаще всего выступающими как борьба мотивов деятельности. Побеждает тот мотив, который весомее в конкретной ситуации. Иными словами существует не только иерархия статуса, но и иерархия социальных ролей, и каждая личность выстраивает пирамиду своих предпочтений. Но свобода выбора личностью первоочередности реализации тех или иных мотивов весьма относительная, потому что человек находится в своеобразных тисках социальных функций, статусов и ролей. Функции, статусы и социальные роли образуют механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества или социальной общности, слоя, группы, носителем их культуры, свойств. Совокупность выполняемых личностью социальных ролей отражает те общественные отношения и связи, в которые она включена в общественной системе.

Включение человека в общество, общественные отношения осуществляется посредством его интеграции в различные социальные общности: социальные группы, социальные институты и социальные организации. В результате, человек оказывается вовлеченным одновременно во множество социальных общностей, но степень интегрированности в каждую из них различна. Социальная интеграция предполагает упорядочение, бесконфликтные отношения между индивидом, организациями, государством и т. п. В процессе вхождения в различные типы социальных общностей личность интегрирует социальные отношения, устойчивую систему связей индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия в условиях социальной среды. Социальные отношения личности проявляются в деятельности и поведении человека как его социальные качества. Социальные качества обусловлены типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Социальные качества человека охватывают: социально-определенную цепь его деятельности; занимаемые социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальнойподготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием социальный тип личности. Естественно, когда речь идет о личностях как членах социальных общностей, слоев, групп, социальных институтов и социальных формирований, то имеют в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Основания для социальной типологизации личностей самые различные, но важнейшие из них — статус и роль в системе общественных отношений. Иными словами, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций и т. п.

Уровни интеграции личности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степень интегрированности человека в социальные общности. Любая социальная общность стремится к тому, чтобы личность вела более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от широты и значимости набора ролей, которые в пределах общности реализует человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведения членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами, трудовых и других качеств, которыми личность должна обладать и которым соответствовать. Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности личность сохраняет автономию и свободу выбора, которая, правда, имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, среди возможных конкретных путей их реализации.

Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, «иронизировать» над собой и даже ненавидеть себя за выполнение того или иного ролевого предписания, как часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократичное и плюралистичное общество, к которому стремится современная Украина, создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации.