Смекни!
smekni.com

Социология семьи как наука. Концептуальные подходы к исследованию семьи (стр. 1 из 3)

Кафедра:

Социология и Обществознание

Реферат

На тему:

Социология семьи как наука.

Концептуальные подходы к исследованию семьи

Москва, 2008 год

Социология семьи как наука

Социология семьи - часть общей социологии, отраслевая социологическая дисциплина, теория "среднего уровня", рассматривающая семью как личную сферу жизнедеятельности согласованно действующей группы людей. Объект исследования социологии семьи это - группа лиц, связанных брачными или родственными отношениями, индивид же рассматривается только в качестве члена семьи, как составная часть целого. Социология семьи изучает личность прежде всего как исполнителя семейной социальной роли.

Наиболее тесно социология семьи связана с демографией, которая изучает семейную и половозрастную структуру населения, используя статистические данные о численности и составе семей, распространённости различных типов семьи, о тенденциях брачности, разводимости, рождаемости и смертности. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является ключевым разделом одновременно и демографии, и социологии семьи; в рамках последней он получил название социологии рождаемости. Демография обобщает факты формирования, функционирования и распада семейных групп, в то время как социология семьи исследует прежде всего качество и эффективность реализации семьей репродуктивной и социализирующей функции.

Предмет социологии семьи состоит в изучении эффективности функционирования семьи как социального института, реализующего необходимые для общества функции по воспроизводству и социализации новых поколений благодаря индивидуальной мотивации к семейному образу жизни, вступлению в брак и обзаведению детьми. Специфика социологического подхода к исследованию семьи состоит в его внимании к фундаментальной посреднической роли семьи между интересами личности и общества.

Общество существует только потому, что индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению потребностей общества. В случае недостаточности воздействия внешнего или внутреннего социального контроля семья поддерживает устойчивую мотивацию к реализации интересов общества. В то же время семья в состоянии осуществлять посредническую роль только при условии поддержки со стороны общества.

Семью можно рассматривать на трёх уровнях. На уровне общества она выступает как социальный институт, выполняя ряд функций, в первую очередь такие специфические, как репродуктивная и социализирующая. Второй уровень - семья как малая социальная группа, т.е. собственно семья. Третий уровень - личность, где семья выступает как сфера жизнедеятельности и призвана удовлетворять определённые потребности человека. В этой связи существует два основных взаимосвязанных направления социологического изучения семьи - семьи как социального института и как малой социальной группы.

Исследование семьи как социального института предполагает внимание к изучению социальных институтов и социальной структуры общества, которое прослеживается уже у основателя социологии О. Конта, пытавшегося выделить в обществе социальные институты, обусловливающие воспроизводство социальной интеграции. Семья также является институтом, обеспечивающим интеграцию общества и его функционирование, поскольку именно в семье у человека развивается чувство социальности.

Идеи О. Конта получили своё развитие в социологических концепциях Э. Дюркгейма и В. Парето, рассматривавших общество как систему. В наиболее развитом, детально разработанном виде данный подход представлен в концепции структурного функционализма, где институционализированное взаимодействие рассматривается в качестве предмета социологии. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс, рассматривая общество как стабильную систему, находящуюся в состоянии равновесия, неоднократно обращался к теме семьи, интересовавшей его прежде всего в качестве института социализации личности, обеспечивающего поддержание образца социальной системы.

Первоначально Т. Парсонс обходил вниманием становление, развитие и отклонения социальной системы от состояния равновесия, что подвергалось критике в научной литературе, которая привела к формированию нового направления в структурном функционализме - так называемого эволюционного функционализма (или неоэволюционизма). Неоэволюционизм Т. Парсонса основывается на развитии модели структурной дифференциации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. В рамках данного направления с точки зрения предмета социологии семьи наибольший интерес представляет ряд исследований проблемы модернизации традиционных обществ (прежде всего, работа Т. Парсонса "Система современных обществ", 1971). О возможности отклонения конкретной социальной системы от состояния равновесия заявил Р. Мертон, введя наряду с понятием функции понятие дисфункции.

Проблемам происхождения институтов семьи и брака посвящён ряд работ Э. Вестермарка ("Происхождение человеческого брака", 1889; "История человеческого брака", 1898; "Краткая история брака", 1926; "Будущее брака в западной цивилизации", 1936), который отстаивал идею неизменности патриархальной семьи. Это критиковалось многими другими учёными, в частности Ф. Энгельсом, у которого концепция исторической изменчивости форм семьи и брака получила существенное развитие. Патриархальная моногамия, по Ф. Энгельсу, является результатом появления частной собственности и института наследования; её цель - рождение детей, наследующих богатство отца.

На актуальную в структурно-функциональном анализе семьи проблему утраты этим институтом своих традиционных функций, а также на то, что уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность (что приводит к семейной аномии - специфическому виду нарушения семейного равновесия, проявляющемуся в самоубийствах мужчин после развода) впервые обратил внимание Э. Дюркгейм. Концепцию "перехвата" семейных функций другими социальными институтами в процессе модернизации традиционного общества одним из первых сформулировал У. Огборн.

В рамках группового направления семья анализируется в первую очередь на уровне малой социальной группы. Основателем данной социологической традиции является Ф. Ле Пле, на которого оказали влияние идеи О. Конта о семье как микромодели общества, устойчивой благодаря склонности к солидарности. В качестве малой или первичной группы семью рассматривает Ч. Кули, который также выступает одним из основоположников группового направления в исследовании семьи, где взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных или межличностных отношений. С несколько иных позиций (по сравнению со структурными функционалистами) тему утраты семьёй своих традиционных функций разрабатывает Э. Берджесс, говоря о смене типов семьи на уровне малой социальной группы. Близким групповому подходу классическим примером изучения семейной жизни в различных обществах выступают исследования социального антрополога Б. Малиновского.

Разделение подходов к изучению семьи на институциональный и групповой достаточно условно и многие представители так называемого группового направления (Ч. Кули, Э. Берджесс, Б. Малиновский) учитывали и влияние макросреды на внутрисемейные отношения. Кроме того, отдельными учёными, в частности Т. Парсонсом, предпринимались попытки совместить макро - и микроанализ семьи, поскольку стабильность семьи зависит как от внешних воздействий, так и от характера внутрисемейных отношений.

Несмотря на значительное внимание, которое уделялось семье классиками социологии, исследования проблем семьи как института физического воспроизводства населения не могли иметь давнюю традицию ввиду отсутствия их актуальности приблизительно до середины ХХ столетия. Изучалось прежде всего социальное воспроизводство человека в процессе социализации. Но даже во второй половине ХХ века вплоть до наших дней, когда в большинстве индустриально развитых стран институт семьи перестал эффективно выполнять репродуктивную социальную функцию, ни в одной из них не сформировалось отношения к снижению рождаемости как к серьёзной научной и социальной проблеме.

В современной западной социологии семьи преобладают исследования на микроуровне, т.е. межличностных отношений в семье как малой социальной группе. Теоретической основой микросоциологических исследований семьи выступают символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология, психоанализ и социометрия. В современной западной макросоциологии семьи господствует теория конфликта, выступая основой для критики современной семейной жизни, в частности отношений между полами (Х. Хартман, США).

В отечественной науке отсутствие в течение длительного времени исследований проблем семьи как института воспроизводства населения также было обусловлено прежде всего отсутствием актуальности подобных исследований, поскольку, как и в большинстве развитых стран Запада, в нашей стране репродуктивная социальная функция достаточно эффективно выполнялась институтом семьи приблизительно до середины 60-х годов ХХ столетия. Кроме того, засекречивание данных Всесоюзных переписей населения, а также отрицание наук социологии и демографии привело к тому, что из поля зрения учёных выпали многие серьёзные проблемы функционирования семьи.

Несмотря на то, что о негативных тенденциях в системе брачно-семейных отношений учёные и публицисты упоминали и до перестроечных лет, как правило это ограничивалось лишь констатацией негативных процессов и явлений и осторожными рассуждениями о возможных причинах, вызывающих подобное в "благополучном" социалистическом обществе. Считанные единицы авторов уделяли должное внимание проблемам снижения качества и эффективности реализации институтом семьи репродуктивной социальной функции, а также массовой дезорганизации внутрисемейных отношений, которая выражалась в увеличении числа разводов, неполных семей, дефектах воспитания подрастающего поколения.