Смекни!
smekni.com

Специфика сельской культурно-досуговой работы (стр. 5 из 7)

Очень плохо пришлось свободным молодежным объединениям. Конец 20-х и последующее десятилетие стали временем, когда эти объединения разгоняли ни за что. Так случилось, например, с филологическим кружком ленинградских студентов, членом которого был тогда будущий академик Д.С. Лихачев, Еще более трагичной оказалась судьба литературно-театральной группы "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ) - поэтов Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Введенского и др. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана.

К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.

В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В 1928 году создается первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.

В 1920-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации, будучи одновременно "артистами".

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как "Разбойники" Шиллера, "Взятие Бастилии" Р.Роллана, "Ткачи" Гаутмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького.

Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация "Пролетарская культура" (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе "Пролетарскую культуру", "Горн" и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимали пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.И. Качалова, А.Л. Яблочкиной и других.

В кружках художественной самодеятельности 1930-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п. Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества.

Таким образом, в результате анализа всех изменений в культурной жизни страны, хотелось бы отметить, что 20-30 гг. ХХ века являются переломными для становления и развития различных культурно-досуговых учреждений.

3. Предложения по организации информационно-просветительских программ (различных форм)

а) Для детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах

То, каким было наше детство, - очень важно для каждого ребенка, поскольку оно отразиться в нашей взрослой жизни. Что стало основой для нашего дальнейшего развития – любовь и уважение близких или потери и обеды? И хотя всем хорошо известно, что детство играет решающую роль в жизни человека, до сих пор детьми нередко пренебрегают и манипулируют, над ними совершается насилие, их бросают на произвол судьбы.

Таким образом, все усилия должны быть направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием их ценностных ориентаций, коррекцию их отношения к родителям, предупреждение и профилактику преступности, а также правовое просвещение.

Также я считаю крайне важным провести организацию следующих информационно-просветительских программ:

1. Создание и распространение теле- и радиорекламного продукта: циклы теле- и радиопередач, видеофильмы, видеоролики.

2. Разработка и распространение печатной рекламной продукции: листовки, проспекты; обустройство щитов с социальной рекламой, реклама на транспорте, уличных стендах.

3. Проведение местных и региональных конкурсов рекламной продукции по семейным формам устройства детей-сирот.

4. Разработка информационных интернет-страниц учреждений на различных сайтах.

5. Создание, наполнение и поддержание собственных сайтов.

6. Обеспечение гостевых форм контактов воспитанников интернатных учреждений с потенциальными кандидатами в замещающие родители.

7. Разработка и наполнение стендов, иных видов наглядности материалами по вопросам информирования общественности о возможности семейного устройства детей.

8. Обращение к служителям культа с просьбой о пропаганде семейного устройства осиротевших несовершеннолетних.

9. По согласию настоятелей приходов – размещение информации о возможности семейного устройства детей сиротской категории в храмах.

10. Организация совместных мероприятий с общественными организациями и фондами по распространению опыта замещающих семей.

б) Для трудных подростков

В современных условиях существенно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Трудный подросток – это объект для пристального внимания педагогов-психологов и социальных педагогов.

Одним из главных направлений в информационно-просветительской работе с данной социальной группой является деятельность с семьей данных детей.

Коррекция поведения каждого члена семьи, проживающего с ребенком, обучение детей и родителей способам эффективного взаимодействия друг с другом обязательно принесет положительный результат.

При построении информационно-просветительских программ с данной социальной группой необходимо использовать формы работы, направленные на:

- выявление психологических трудностей и их преодоление;

- обучение приемам самоконтроля и саморегуляции как родителей, так и детей;

- разрешение и предотвращение конфликтов, снижение уровня тревожности.

Необходимо проводить прежде всего мероприятия в поддержку семьи, материнства и детства – это организация праздников, посвященных празднованию Дня матери, конкурсов «Семья года», фестиваль «Женщина года».

Понимание непреходящей роли отцов в передаче жизненных ценностей от старшего поколения подрастающему, воспитании детей и внуков, сохранении семьи позволит установить тесный контакт с ребенком, легче понять его потребности и особенности - проведение конкурса «Самый лучший папа». Девизом конкурса могут стать слова «Хочу, чтобы в жизни были всегда мой дедушка, папа и рядышком я», которые отражают и принцип его проведения – участие семейной команды, состоящей из деда, отца и сына. Это могут быть различные конкурсы сочинений «Папа, дедушка и я – мы хорошие друзья», «Нам по плечу любое дело», конкурсы видеофильмов о семье, фотоконкурсы «Делаем вместе», спортивные состязания и др.