Смекни!
smekni.com

Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных характеристик (стр. 8 из 12)

Массовое «вето» через отказ от сотрудничества и гражданское неповиновение. Некоторые решения, принимаемые правительством или законодательными органами, могут быть эффективны только в случае согласованных действий народных масс. Массы, охваченные единым порывом, объединенные единой целью, способны изменять ситуацию в обществе в интересах отдельных социальных слов или больших социальных групп (например, массы могут добиться равных политических прав для национальных меньшинств).

Формы воздействия на властвующую элиту могут принимать только формы забастовок, демонстраций, митингов, других вариантов протеста. В некоторых случаях массы могут осуществлять и силовое воздействие в виде захвата зданий, попыток воздействия на силы правопорядка и даже восстаний. Однако для силовых акций массы должны иметь в своем составе вождей, небольшие организованные группы, способные направить действия масс в нужном им направлении.

Массовые выступления в виде отказа продолжать работу или различных собраний носят ярко выраженные признаки толпы, поэтому не могут носить длительный характер и быстро затухают. В связи с этим самым основным способом гашения остроты и интенсивности массовых выступлений является задержка времени. Например, это могут быть обещания разобраться более подробно в данной проблеме, создать комитет (или штаб) по урегулированию конфликтной ситуации и т. п. Отсутствие организованности масс в значительной степени снижает эффективность ее власти.[6, 89c]


ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

3.1 Глобальный уровень общества

Ученые с древнейших времен пытались систематизировать геополитическое пространство Земли - разделить его не только на страны и континенты, которые существуют вполне реально, но также на системы (капиталистическая и социалистическая), миры (первый мир, третий мир и др.), ядро и периферию, регионы (Восточно-азиатский регион), бассейны (бассейн Тихого океана), зоны влияния (советская зона влияния), цивилизации (китайская, исламская и пр.), границы которых ни в каких документах не фиксировались, а существовали скорее в качестве научных понятий.

Осуществить такое разбиение всех стран и народов на целостные однородные зоны возможно в рамках так называемого цивилизационного подхода.

Цивилизация отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают спорить. Цивилизация понимается в двух значениях.

В первом значении цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера, согласно которому цивилизация является высшей стадией развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

Во втором значении цивилизация связывается с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Оба подхода объединяет то, что цивилизация мыслится исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, независимо от географического размещения. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю своего существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени. Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

В последнее время цивилизация приобретает не только культурно-исторический, но и политический смысл. В 1996 г. известный американский политолог С. Хантингтон опубликовал ставшую вскоре бестселлером книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка», где провозгласил тезис о том, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций. Ученый выделяет шесть современных цивилизаций - индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную, которые дополнил еще двумя: африканской и латиноамериканской. Политическое лицо XXI в. станут определять не политические идеологии и политические режимы, которые уходят в прошлое, и даже не национальность, а религиозное вероисповедание. Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом или полуарабом, но он не может быть полукатоликом и полумусульманином. Люди все больше отождествляют себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием - цивилизацией. Во многом С. Хантингтон прав, поскольку, эмигрируя из России в Западную Европу или США и легко адаптируясь здесь, многие наши сограждане считают, что не покидают пределов европейской цивилизации. Москвичу бывает легче понять англичанина или француза, чем дагестанца или татарина.

В будущем, утверждает С. Хантингтон, будут сталкиваться между собой не государства, а цивилизации. Следующая мировая война, если она разразится, должна быть войной между цивилизациями, причем мировые конфликты пройдут по линии разлома между цивилизациями.

Особую опасность для западной цивилизации представляет исламский мир, который переживает демографический взрыв, культурное возрождение и где отсутствует центральное государство-лидер, вокруг которого могли бы сплотиться страны. Вторая опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Успехи в экономике укрепляют стремление влиять на судьбы мира. С. Хантингтон предлагает западным странам сплотиться, расширить рамки НАТО. Западу целесообразно поощрять гегемонию России в православном мире, который лежит на границах исламской и китайской цивилизаций.

Вторая классификация геополитического пространства Земли возникла в 50-е гг., в период так называемой холодной войны, - все страны делились на первый, второй, третий и четвертый миры.

К первому мируотносится группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и Северной Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны, достигшие определенных успехов в экономическом развитии. В основном это страны первого эшелона капиталистического развития, составившие «центр». Первым он назывался потому, что возник уже в новое время и вплоть до образования СССР занимал господствующее положение на всем пространстве евроцентристского мира. Хотя Советский Союз появился на политической карте после большевистской революции 1917 г., говорить о втором мире, включающем в себя группу социалистических стран, стало возможным лишь после второй мировой войны.

Сыграв решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, СССР вышел из второй мировой войны могущественной военно-политической державой. Под его влиянием на социалистический путь развития вскоре вступили Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Албания, Болгария, Югославия, Китайская Народная Республики (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР), Народная Республика Кампучия, Куба. В итоге к началу 60-х гг. возникла мировая социалистическая система во главе с СССР, объединившая все страны с социалистическими и народно-демократическими режимами.

Эти страны, названные вторым миром,возникли в результате освобождения от фашистского ига. Их назвали вторым миром потому, что, будучи социалистическими, они враждовали с блоком капиталистических стран во главе с США, до того названных первым миром. Вскоре к двум мирам присоединился третий. Он возник в результате распада колониальной системы в Африке и образования множества независимых государств, к которым позже присоединились страны Азии и Латинской Америки. Все они составили особую группу стран, которых объединял целый ряд общих признаков: отсталость экономики, слаборазвитость социально-классовой структуры, преобладание крестьянства, слабость национального предпринимательства, незрелость рабочего класса, сохранение в широких масштабах традиционных патриархальных, племенных, клановых, патерналистских структур и элементов и т. д. Чтобы отличить их от двух упомянутых выше групп, они были названы странами третьего мира.