Смекни!
smekni.com

Табакокурение в современном мире (стр. 3 из 8)

Употребление снюса отличается от употребления курительного табака. Пакетик снюса кладется под верхнюю губу, держать его во рту нужно от 5 до 30 минут. Жевать или глотать снюс нельзя, однако слюну, которая выделяется при его употреблении, можно сглатывать. Снюс, который продается в больших упаковках, предназначен для тех, у кого уже есть опыт употребления жевательного табака. Необходимо взять из упаковки определенную порцию табака, скатать из него шарик и положить под верхнюю губу. Доставка никотина в организм происходит быстрее, нежели в порционном варианте, а его количество регулируется размером порции. Жевать снюс не нужно, никотин поступает в организм через слизистую оболочку.

Популярны виды снюса со специальными вкусовыми добавками, с ароматами ягод и растений.

Жевательный табак повышает частоту сердечных сокращений, артериальное давление, уровень адреналина, выступая в качестве мощного стимулятора автономной нервной и сердечнососудистой систем.

Выяснилось, что после приема жевательного табака средний уровень артериального давления повышается на 10 мм рт. ст., частота сердечных сокращений – на 16 ударов в минуту. Периферическое сосудистое сопротивление, симпатическая мышечная активность, концентрация норадреналина не менялась, а уровень адреналина возрастал на 50% (по-видимому, за счет высвобождения из мозгового вещества надпочечников). Таким образом, употребление жевательного табака может существенно влиять на сердечнососудистый риск, предостерегают американские исследователи.

Папиросы

Первые папиросы в том виде, в котором они известны сейчас, появились в России ещё в середине девятнадцатого века, когда их производством начали заниматься десятки фабрик и кустарных мастерских. Сначала они изготавливались вручную до тех пор, пока не была изобретена машина для их набивки. Края папиросной бумаги скреплялись механической запрессовкой. Одной из самых крупных табачных фабрик в Москве была фабрика «Дукат», на которой был организован выпуск дешёвых сортов табака, махорки и папирос ручной набивки.

После революции семнадцатого года на табачных фабриках, перешедших в руки государства, выпускались популярные в те годы марки папирос «Тары-бары», «Добрый молодец» и другие, на смену которым пришли папиросы с названиями, соответствующими новому духу того времени: «Красноармеец», «Тачанка», «Смычка». Самые популярные марки папирос такие, как «Беломорканал», «Север», «Казбек», «Прибой» начали выпускаться в тридцатых годах.

Длина папиросной гильзы от 70 до 105 мм, их курительная часть короче, чем у сигарет – 30–35 мм. Мундштук папиросы, свёрнутый из более плотной бумаги – 40–70 мм. Процесс производства папирос начинается с приготовления мешки (смеси) разных сортов листового табака в зависимости от рецептуры. Смесь доводится до нужной степени увлажнения и подаётся к табакорезательным машинам. В пушистую массу нарезанный табак превращается в пневморазрыхляющей установке, где он разделяется на волокна, отделяется минеральная и табачная пыль, что уменьшает плотность табака. После подсушивания и доведения до необходимой для изготовления сигарет влажности (15,5%), табак охлаждается и подаётся на линию производства сигарет.

Табачные смеси, используемые на фабрике для изготовления папирос и сигарет одинаковые, но при курении сигарет и папирос у курильщика возникают разные ощущения из-за того, что в сигаретах температура горения табака выше, чем в папиросах, а табак более обеспылен. Из-за того, что в папиросах вместо фильтра используется мундштук, в дым переходит гораздо больше никотина, чем в сигаретах. Поэтому сигареты кажутся мягче по вкусу, чем папиросы. В мундштуки папирос высшего сорта закладывается вата, что снижает их крепость, так как значительная часть никотина задерживается. Причём, докуривая папиросу до конца, крепость ощущается выше, так как в нижней её части, в процессе курения, накапливается никотин.

Один из самых старых и популярных в своё время сортов папирос является «Беломорканал». Популярность свою они приобрели благодаря низкой цене и высокой крепости (1,5 мг никотина и 30 мг смолы в каждой сигарете). При производстве этих папирос не используется клей, а края бумаги запрессовываются зубчатыми колёсиками. Бумага у «Беломорканала» сверхтонкая и не подвергается селитрованию. Эти папиросы были названы в честь Беломоро-Балтийского канала и производятся до сих пор. Востребованы эти папиросы сейчас в основном пожилыми людьми, которые курят их всю жизнь.

Другой узнаваемый сорт папирос – папиросы «Казбек». В своё время Сталин утвердил рисунок на пачке этих папирос, изображавший всадника на фоне гор и голубого неба. По вкусу ему пришлись и сами папиросы. Эти папиросы выпускаются и сейчас. Предпочтением Сталина пользовались и папиросы «Герцеговина флор», которые выпускались ещё до революции. Правда, вождь партии курил не сами папиросы, а их табак, набивая им свою трубку. Наверное, благодаря выбору Сталина, папиросы «Герцеговина флор» считались очень престижными среди элиты общества и богемы. В 70-х годах прошлого века все эти марки поставлялись на экспорт в страны социалистического лагеря. Производство этих папирос сохраняется в очень ограниченных объёмах для сохранения бренда.

Махорка

Многие полагают, что махорка – просто низший сорт табака. Глубокое заблуждение! Это самостоятельное растение, близкий родственник табака, но все же не тот привычный табак, который выращивают как сырье для сигарет. В старину запросы были не такие, как теперь – обходились без машин, без электричества, без самолетов, без телевизоров и даже без Интернета. А вот без махорки обойтись не могли. Вся история нашей страны прочно связана с нею. Присядет ли крестьянин отдохнуть возле пашни, выйдет ли рабочий после смены из цеха, опустит ли ружье солдат во время передышки между боями – у каждого в руках она, незаменимая спутница мужчины, махорка. Родословную ведет от дикого табака, произраставшего в Южной Америке. Там ее и обнаружили в начале XVI века европейские мореплаватели.

В отличие от картошки, махорка первоначально попала в Россию, и лишь столетие спустя распространилась в Восточной и Центральной Европе. С тех пор чуть ли не до середины ХХ века махорка успешно конкурировала с табаком. Все-таки на вкус и на запах она несколько иная. Потому и не правы те, кто полагает, что махорка заменяла собой табак для людей бедных. Ничуть не бывало – для разнообразия ее курили и нюхали представители всех слоев населения. И если дамы с удовольствием понюхивали махорочку, а господа набивали ею трубки, то мужики крутили знаменитые «козьи ножки».

Создать такую папироску – целое искусство. Во-первых, нужна тонкая папиросная бумага. Поскольку ее всегда не хватало и стоила она не дешево, в ход шла газета. Во-вторых, нужно было уметь скрутить «лодочку», насыпать в нее нужное количество махорки, а затем свернуть трубочкой. Края бумаги склеивались слюной. Весь этап теперь можно увидеть лишь в фильмах про войну. Люди старшего поколения помнят замечательную песню «Давай закурим» в исполнении К.И. Шульженко. Актриса очень точно имитировала процесс создания «козьей ножки». Есть у махорки еще одно благородное предназначение: она незаменима в садово-огородном деле. Можно, конечно, травить многочисленных жучков, мушек и блошек токсичными химическими препаратами (которые благополучно перейдут в урожай), а можно использовать беспроигрышное средство – табачную пыль. Так же как отходы от производства сигарет, отходы махорочного производства становятся чрезвычайно полезной пылью.

Нюхательный табак

Нюхательный табак (snuff) – это табак, перетертый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.

Первые упоминания снаффа встречаются в американской литературе в связи с индейцами, которые нюхали табак. Первым описал употребление снаффа монах по имени Рэймон Пейн в 1493 году, когда Колумб повторно посетил Америку. В 1561 году французский амбассадор в Португалии Жан Нико, послал коробочку снаффа Катерине де Медичи в качестве лекарства от мигрени. Впоследствии она стала постоянным «нюхальщиком». Среди известных фанатов этого зелья – Наполеон и французский король Луис XIII.

Многообразие ароматов (от апельсина и ванили до лаванды и мяты) позволяет каждый раз выбирать что-то новенькое. Употребление нюхательного табака распространено в Германии, США, Франции, Польше и Чехии. Нюхать табак менее вредно, чем курить сигареты, трубку или кальян, по тем же причинам, что и «сосательный табак» снюс: табак не подвергается горению, а значит продукты горения, в которых содержатся канцерогены, в организм не поступают.

К тому же, употребление нюхательного табака – поднимает настроение и улучшает дыхание.

Снафф – табак из той же семьи, что и снюс, изготавливается из так называемого «темного» листа. Различается нюхательный табак по бренду и аромату. В каждой стране свои бренды: в Германии это Bernard Brothers, Lotzbeck и Poschl, во Франции – Seita, в Штатах – Copenhagen и Carett snuff, в Великобритании – Black Rappee. В отечественных табачных лавках представлено большинство брендов.

Производители позиционируют снафф (и близкий родственник «сосательный» снюс) как альтернативу традиционному курению.

B польском языке для наименования нюхательного табака существует любопытное и емкое слово – tabaka, женского рода, лишенное унизительной необходимости в дополнительном прилагательном. Это очень правильно – сегодня нюхательный табак является самостоятельной единицей, достойной отделения от генеалогического табачного дерева, на благодатной почве стереотипов и обыденности давно уже мутировавшего в гигантский сигаретно-трубочный кустарник. Кустарник огромный, но настолько скучный, что из него давно уже впору варить суп. Нюхательный табак – младший и очень интересный брат этого табачного колосса, заживший своей собственной жизнью, без особых претензий на глобальность, но и не без чувства гордости за свое, особенное, место в мире дурных привычек и тайных страстей.