Смекни!
smekni.com

Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме (стр. 4 из 10)

Рассмотрев эти две точки зрения о социальной старости можно сделать два вывода:

Во – первых, поскольку с рождением пенсионного обеспечения по старости общегосударственное фиксирование формально-возрастного порога социальной старости становится необходимым для административной практики и, соответственно, меняет весь образ жизни стареющих людей, поскольку меняется сам базис выделения в общественном сознании социальной старости и отвечающей ей социально-демографической группы стариков: если в прошлом этим базисом выступала необходимая перемена в образе жизни личности, вызываемая утратой работоспособности и самообеспечиваемости, то теперь им выступает законодательно вводимый возрастной порог.

Во – вторых, выделяемая на основе указанного параметра социальная старость по необходимости оказывается предоставленной рядом реальных по своему статусу функционально-ролевых подгрупп стариков, относительно которых и возникает необходимость выяснения их социальных сущностей.

В структуре социальной старости могут быть выделены две различные по своему содержанию и составу субкультуры – формальной и реальной социальной старости.

Формальная социальная старость характерна уже состоявшемся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением ею при этом сложившегося в предшествующие годы образа жизни и социального статуса: привычной социальной трудовой активности, материального самоопределения, включенности в обычные для данной личности общественные связи.

Реальная социальная старость, наоборот, характеризуется как раз наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов будет различен в зависимости от того, какой образ жизни и статус имел место в предшествующие годы: для лиц самостоятельно обеспечивающих себя средствами существования, вступление в реальную старость всегда означает ломку привычного образа жизни и статуса, связанного со сменой источника существования, переходом на чье-то иждивение или жизни за счет прошлых накоплений. Для лиц и прежде находившихся на чьем-то иждивении, переход к реальной старости менее болезнен, но также связан с какими-то существенными сдвигами в реальной жизнедеятельности.

Причины подобных существенных ролевых сдвигов, свидетельствующие о наступлении реальной социальной старости, многообразны. Это и утрата работоспособности, и состояние здоровья, и вполне естественное желание отдохнуть на старости лет, «пожить для себя», и даже достаточно принудительное «выталкивание на пенсию» в условиях невостребованности данного труда.

Реальна социальная старость может иметь место как в форме активной, так и пассивной адаптации личности к новым для нее общественным условиям «покоя».

Для активной формы реальной социальной старости характерно и в условиях «покоя» сохранения высокого уровня социальных связей при обязательной смене их содержания: выдвижение на первый план семейных интересов, всякого рода увлеченности общественной работы, туризмом, домашним трудом, и т. д. Иными словами, при активной адаптации к старческим условиям существования имеют место и даже могут усиливаться процессы ресоциализации личности, развитие ее включенности в общественную жизнь.

Пассивная адаптация к условиям «покоя» связанна, наоборот, с нарастающий утратой социальных связей, растущей социальной изоляцией личности. В основе этой адаптации находятся специфические условия жизни (утрата семейных связей, затрудненность общения, плохое здоровье и т. д.), значительный возраст, особенности личного характера, не высокий уровень культуры.

Таким образом, предлагаемый ролестатусный подход к анализу явлений социальной старости позволяет, с одной стороны, связь в единое целое моменты обеих сложившихся трактатах социальной старости. А с другой стороны обнаружить и проанализировать внутреннею структурную неоднородность старчества, что становится особенно актуальным в связи с растущей заинтересованностью общества в необходимой социальной помощи старым.*

Будучи показателем социального прогресса, постарение населения представляет собой в целом позитивное явление, соответствующее гуманистической направленности развития человечества. Вмести с тем, оно влечет за собой ряд нежелательных и негативных последствий, связанных с увеличением экономической нагрузки на производительное население.**

Чем сильнее выражено постарение населения, тем острее становится проблема роста фондов накопления и потребления, тем эффективнее должен быть труд более молодых. В свою очередь любое замедление прогресса в экономике, заставляет все возрастные группы общества, включая престарелых, сильнее ощущать тяжесть нагрузки, углублять разрыв между их доходами занятого населения.

Старение населения предъявляет новые требования к медицинскому, коммунальному, бытовому, культурному и другим видам обслуживания. Это означает, что помимо их качественной перестройки необходимость привлечения крупных капиталовложений и дополнительных контингентов работников для оказания социальной помощи пожилым и престарелым людям.

Демографическое старение обостряет экологические проблемы, поскольку люди старших возрастов, так же как и дети, особенно страдают от высокой плотности населения, загрязнения среды обитания. Демографическое старение заставляет общество, его социальные, экономические, политические, правовые и культурные институты реагировать на рост численности и доли пожилых и престарелых. Общество должно приспосабливаться к старению населения, пересматривая традиционные нормы, связанные с пожилыми людьми, по новому определять их место в социальной структуре и роль в системе общественных отношений.*

1.4 Отношение к социальным стереотипам старости

Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем требованиям и возможностям, который предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста.

1. Негативно воспринимаемая (неодобряемая) стереотипы. Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление пожилого человека как неопрятно запустившем себя старике. Они считают, что эта черта связанна не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида.

Кроме того к числу стереотипов старости, по преимуществу воспринимаемых пожилыми, относится такие как консерватизм (не авторитет для семьи), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешенность конфликта «отцов и детей» (старики не могут понять молодежь), словом, те стереотипы, которые вызывают внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионеров.

2. Позитивно-воспринемаемые (одобряемые) стереотипы. Существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами – в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков а собственно вмести и роли в жизненном раскладе о своих способностях. Подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны, и они обязаны заниматься внуками. Встречается утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы. Также считается нормальным, что с возрастом нарушается психика. Однако многие старые люди рассматривают эту способность как обусловлено человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся.

3.«Дифференцирующие стереотипы». Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работника, о неспособности к интимной жизни.

С достижением пенсионного возраста человек вынужден приспосабливаться не только к переменам, которые происходят в нем самом и в отношении к нему окружающих, но и изменяющейся социальной действительности, и ее новым реалиям, которые неизбежны в любом развивающемся обществе.

Большинство пенсионеров оценили как отрицательно: сокращения расходов на оборону и разгосударствление предприятий, рост стоимости жизни и распространение платных частных учреждений (больниц, школ). Определенные социальные учреждения встретили понимание – распространение свободы школы на всех уровнях, узаконение прав на частную собственность и предпринимательство, возможно участие выбора различных органов власти.

Таким образом, социальные стереотипы создаются на протяжении всей жизни поколений, оседая и укореняясь в общественном сознании, социальные же перемены в исторически короткие сроки, большинству граждан бывает трудно с ними соразмерится.*

Пожилые и старые люди – это то поколение о котором мы молодые должны заботиться и создавать им все необходимые условия для долголетия.

В последнее время все чаще можно услышать слова «пенсионная болезнь». Вроде бы, все, что нужно для хорошего, спокойного отдыха, есть у человека: благоустроенное жилье, почет и уважение… И все-таки что-то его гнетет, гложет. За частую недавних пенсионеров начинают тревожить недомогания, слабость и другие болезненные явления. Появляются расстройства сна, подавленное настроение, раздражительность, неудовлетворенность собою и окружающими людьми. Объясняется все это просто: человек, привыкшей в течении всей свей жизни трудиться, находить в труде удовлетворение, после ухода на пенсию тоскует о привычно и любимом деле, тяготится своим новым положением, и речь идет о практически здоровых людях.

С уходом на пенсию человек способен к активно полезному общественно полезному труду в самых разны отраслях народного хозяйства. Об это же свидетельствует и ряд постановлений правительства о повышении материальной заинтересованности пенсионеров в работе и на производстве.