Смекни!
smekni.com

Феномен социального успеха и жизненный путь (стр. 1 из 2)

Введение

Многообразие социальных практик современного российского общества, происходящие в последние десятилетия в общественные трансформации требуют осознания, объяснения и оценки социологов. Среди проблем, требующих детального анализа, можно выделить следующие: углубление демографического кризиса, проблему криминализации отдельных сфер общественной жизни и институтов власти, усиление социальной дифференциации населения, достигающее в отдельных регионах критических показателей, проблему информационный безопасности, информационных войн, социальных последствий усиливающейся информатизации общества.

Основные направления и методология анализа феномена социального успеха

На наш взгляд, не менее значимым и требующим своего исследования является следующий процесс, который характеризует социальную реальность современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь!» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Можно с определенной долей уверенности говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация символов социальной успешности становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и низкие темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном обществе господствует одна модель жизненного успеха, которую можно условно обозначить как денежная модель успеха, где главным критерием успеха выступает его денежное измерение, предлагаются одинаковые способы достижения и репрезентации успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты.

Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха. Не учитывается, что успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках. Как вполне обоснованно замечает А.Ю. Согомонов: «Среди богатого арсенала операциональных в современном культурном анализе «оппозиций» есть одна бинарная пара, которая на удивление остается мало приметной как в «чистой» социальной теории, так и в фольклористике, этнологии, антропологии, и, более широко, - в семиологическом анализе.

Но именно эта пара описывает, как кажется, фундаментальное противостояние концептуально различных направлений жизненной философии Человека, а именно противостояние двух макростратегий в проектировании жизненных достижений – Выделенности и Не-выделенности социального актера в его жизненной среде, распредмеченной в языке обыденной коммуникации оппозиционностью Успеха-и-Неудач - жизненного и профессионального, личного и коллективного, шумного и скромного и т.п.»

Безусловно, такое явление как успех достаточно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом.

Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной. Большой спектр работ посвящен рассмотрению успеха в контексте различных этических проблем, есть ряд работ, посвященных проблематике политического успеха. Однако, представляется необходимым провести комплексное и всестороннее исследование такого явления как социальный успех в рамках и средствами социологической науки.

Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

Методологическим основанием подобного анализа могут выступить идеи К. Мангейма, который исследовал феномен социального успеха в контексте экономических амбиций личности, выявляя зависимость между экономической системой общества и социальным поведением личности. В качестве механизма воздействия экономической системы на личность К.Мангейм предлагает рассматривать именно стремление к успеху, указывая, что «ее воздействие осуществляется посредством психического механизма честолюбия, стремления к успеху». При этом проводится анализ субъективного и объективного успеха, непостоянных и относительно стабильных форм успеха, а также выявляется зависимость между возможностью достижения успеха и различными типами общества.


Метод «жизненного пути» как инструмент изучения современного российского общества

В современной российской социологии утвердился методологический плюрализм, допускающий применение разнообразных качественных и количественных методов в изучении социальной реальности. Так в последние годы сложилось понимание эффективности применения такого специализированного социологического метода, как метод «жизненного пути». По мнению западных социологов, данный метод позволяет рассматривать жизненную стратегию личности и траекторию ее социального движения в условиях трансформирующегося общества как взаимообусловленные явления.

Цель нашего исследования состоит в анализе жизненного пути как основы той социальной реальности, которая интерпретируется социологами как индивидуализированное общество. В теоретическом плане эти проблемы связаны, прежде всего, с важностью влияния трансформирующихся обществ на развитие человеческой жизни. При этом особое значение придается влиянию государственного регулирования на индивидуальную биографию, что для России особенно актуально.

Специфика метода жизненного пути состоит в том, что он объясняет социальные изменения, учитывая тот факт, что общественные структуры и институты напрямую связаны с уровнем индивидуального действия. Индивидуальная биография анализируется как связующее звено между различными внутри- и межиндивидуальными уровнями, которое позволяет проводить динамическое, многомерное и многоуровневое моделирование общественного развития.

Метод «жизненного пути» позволяет представить переживания и поведение одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания и поведение. К материалам жизненной истории могут относиться любые записи или документы, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. При этом жизненный путь, как индивидуализированная социальная реальность, может рассматриваться и интерпретироваться с позиций нескольких методологических подходов.

Во-первых, жизненный путь индивида может быть рассмотрен как результат его стремления в определенных заданных ситуативных условиях реализовать оптимальный по его субъективным меркам вариант жизнеустройства, используя имеющиеся в его распоряжении ресурсы и руководствуясь индивидуальными целями и предпочтениями. Если в прошлом индивид сам в своих планах и действиях подвергался воздействию общественных структур, то впоследствии он и окружающие его люди сознательно или невольно способствуют изменению этих структур в настоящем и будущем.

Во-вторых, жизненный путь может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития.

В-третьих, жизненный путь человека может рассматриваться как многомерный процесс, протекающий в нескольких взаимосвязанных жизненных сферах. В связи с этим, каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом.

В-четвертых, жизненный путь людей можно трактовать как нелинейный, высоко комплексный процесс, и главными источниками этой нелинейности могут выступать самореферентность, пространственно-временная взаимозависимость жизненных сфер и вертикальная взаимозависимость между различными уровнями социальных процессов.