Смекни!
smekni.com

Школа интегральной социологии (стр. 3 из 3)

Интегралистский подход П.А. Сорокина был в последние десятилетия его творчества тесно связан с глобализмом. Это рельефно проявилось не только в приведенном фрагменте, но и во многих других вопросах, в том числе, особенно, в вопросах войны и мира. Он верил в возможность утверждения прочного и длительного мира на всей Земле. Для этого им выдвигалось четыре необходимых условия:

а) основательный пересмотр и переоценка большинства современных культурных ценностей;

б) действительное распространение и внедрение во все государства, народы и общественные группы систем основных норм и ценностей, связующих всех без различия;

в) явное ограничение суверенности всех государств в отношении войны и мира;

г) учреждение высшей международной власти, обладающей правом обязательных и принудительных решений во всех международных конфликтах.

Именно преодоление изолированности в мире, становление и развитие массовых и глубоких взаимосвязей в нем, его целостности, с одной стороны, и преодоление суверенности государств с другой, делают, по мнению П.А. Сорокина, построение Храма Вечного Мира теперь вполне возможным, в отличие от прошлого. (см.: П.А. Сорокин. Причины войны и условия мира. – Социс, 1993, №1).

Заключение

На 79-м году жизни завершилось «долгое путешествие», как сам Сорокин именовал свою жизнь, незаурядного человека, отдавшего все силы на борьбу с обскурантизмом в науке и социальным злом, никогда не впадая при этом в крайности – ни огульной критики коммунистического тоталитаризма (жертвой которого он стал), ни социального нарциссизма западного образа жизни.

Главное пророчество Сорокина сформулировано им высоким, патетическим стилем: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего».

Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

Библиография

1. Ельмеев В.Я. Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб., 1999

2. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина // История
буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979.

3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX–XX вв. – М.: Онега, 1995.

4. Ковалевский М.М. Предисловие // Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социол. этюд об основ. формах обществ, поведения и морали. СПб., 1914.

5. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина // Поли,
собр. соч. Т. 37.

6. Институт социально-политических исследований РАН «История социологии в Западной Европе и США» Учебник для вузов Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М) Москва, 2001

7. Сороки П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

8. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993.