Смекни!
smekni.com

Общество как система (стр. 2 из 9)

3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность.

В соответствии с этими вопросами многие авторы выделяют три элемента деятельности: субъект (люди), объект (вещи) и средства деятельности (знаки, символы), но добавляют к ним еще один - связи между этими элементами.

Таким образом, выделяются четыре элемента всякой человеческой деятельности. Соответственно, четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности:

социальная (в узком смысле слова);

• материальная (производственная);

• духовная;

• управленческая (политическая как высшая стадия), или организационная.

Несколько иной подход развивает К.Х. Момджян, который выделяет четыре основных типа деятельности -материальное производство, духовную, организационную и социальную деятельность. При этом он указывает, что отличие одного типа деятельности от другого нужно искать не в механизмах осуществления, а в ее предназначении. Этим типам деятельности соответствуют четыре сферы общества, название которых совпадает с указанными ранее.

Каковы же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

Начнем характеристику основных сфер общественной деятельности с выявления особенностей материального производства. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Признавая большую роль сферы материального производства, современная социальная философия все же склонна считать, что при всем своем значении оно является лишь одной из необходимых форм общественной деятельности. Его качественное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований для того, чтобы сводить к нему всю сложность разнокачественной человеческой деятельности.

Важнейшую роль в общественной жизни играет духовная деятельность, в процессе которой формируются идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей - в книгах, картинах, скульптурах, и т.п. Главное в этих предметах - не их материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Организационная деятельность призвана регулировать деятельность людей и отношения между ними; для этого создаются соответствующие организации. Высшей формой управления является политическая деятельность.

Социальная деятельность направлена на создание условий для жизни, воспроизводства, активности людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания.

Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждому из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. (табл.2.1).

Таблица 2.1 Структура социальной деятельности

Элементы деятельности Виды общественной деятельности Сфера общества
Субъект Социальная Социальная
Объект Материальное производство Материально-производственная сфера
Средства деятельности Духовная Духовная
Отношения между элементами Организационная Организационная (политическая)

Однако эта достаточно распространенная концепция не является общепризнанной. Так, С.Г. Спасибенко выделяет три основные вида деятельности (труд, общение и познание) и соответственно им -три основные сферы общества (экономическую, социально-политическую и духовно-культурную). Следует отметить, что число сфер общества определяется критерием выделения, который, в свою очередь, зависит от решения конкретной научной задачи. Некоторые ученые полагают, что по мере развития и усложнения общества могут формироваться новые сферы. Помимо этого, при выделении числа сфер следует учитывать также степень развития общества, так как в примитивных обществах некоторые сферы еще не обрели существование.

Следует отметить, что, находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему со свойствами, не присущими отдельным ее частям.

Современной социальной философией выделяются следующие основные свойству общества как системы:

1) общество представляет собой целостное образование, в основе которого лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума;

2) отличительной особенностью общества является Учтойчивость, определенный консерватизм, который может быть обусловлен различными факторами (экономическими, религиозными, географическими и т.д.);

3) общество также обладает способностью к саморазвитию, саморегуляции самодеятельности. ему присуща самодостаточность,. Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Можно возразить, что существование общества немыслимо без природы. Но самодостаточность, по мнению К.Х. Момджяна, означает не отсутствие внешней среды существования, а особый способ взаимодействия с такой средой, особый способ зарождения, поддержания и развития сущностных свойств системы, образующих присущее ей качество. Таким образом, самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все необходимое для ; коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей.

Таким образом, понятие «структура» отражает целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных частей.

Структура общества может быть рассмотрена и с точки зрения общественных отношений. Принято выделять экономические, политические, правовые, религиозные, нравственные и эстетические отношения. К. Маркс считал основополагающими экономические, или производственные, отношения. В.И.Ленин, развивая марксистские идеи, разделил все общественные отношения на материальные и идеологические. Критерием их разделения послужило то обстоятельство, что первые складываются, «не проходя через сознание людей», а вторые - осознанно. К первым относятся производственные, ко вторым, идеологическим, - остальные из упомянутых. Использование предложенного Лениным критерия приводило к парадоксальному выводу, что материальность социальной структуры оказывается зависимой от участия или неучастия сознания в ее формирований (B.C. Кружевов). Так было положено начало смешению понятий «материальное» и «стихийное», с одной стороны, и понятий «идеальное» и «сознательное» - с другой.

Рассмотренный подход не только не решил главных проблем социального познания (например, не раскрыл причины неминуемо происходящих в обществе трансформаций), но и создал новые - тем, что не считается с активностью сознания, отводя «идеологическим» отношениям лишь функцию отражения осуществляющихся самих по себе производственных отношений.

И все же рассмотрение социальной структуры будет неполным, если вне поля зрения останется еще один важный срез - социологический. В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родоплеменные объединения, народности, нации),

демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного нетрудоспособного населения, соотносительная характеристика здоровья населения), поселенческую (селяне и горожане), профессионально-образовательную (деление индивидов на работников.; физического и умственного труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда).


1.3 Функции социальной системы

Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).

Механизмами, обеспечивающими выполнение данной функции, являются: социализация, в ходе которой люди научаются исполнять предписываемые обществом роли, благодаря чему воспроизводятся социальные связи; институциализация -воспроизведение уже существующих общественных отношений в соответствующих социальных институтах и создание новых; наконец, легитимизация -сравнение поведения людей и деятельности социальных институтов с принятыми в обществе нормами - государственными, этическими, политическими и т.д. Результатом такого сравнения может быть отказ общества от сомнительных нововведений, пересмотр системы ценностей. Общим итогом действия этих механизмов должно быть поддержание общества в состоянии относительного (неустойчивого) равновесия.

2. Функция совершенствования системы, ее оптимизации (например, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений, эстетическое развитие людей, совершенствование техники). Главным механизмом выполнения этой функции является инновационная деятельность людей или общества в целом. Результатом же действия этих механизмов может быть формирование новых видов деятельности, соответственно новых организаций, учреждений, что приводит в конечном итоге к росту сложности и повышению уровня разнообразия всей структуры общества в целом.