Смекни!
smekni.com

Общество как система (стр. 2 из 3)

Движущей силой действий каждого человека или общества в целом как социальной системы является интерес. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их общностей, местом в системе общественных отношений. Интерес является реальной причиной социальных действий, событий, которые стоят за непосредственными мотивами, идеями индивидов. На основе общности интересов происходит объединение людей в социальные группы. Интересы людей чрезвычайно противоречивы, они выступают в виде материальных, социально-политических, моральных, духовных и других интересов и требований.

В жизни общества постоянно происходит нормативное оформление интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы «встраивается» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.

Существуют различные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них — линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается во взгляде, на всемирную историю как единый процесс поступательного развития человечества.

Своего наивысшего развития линейно-стадиальное понимание истории достигло в его марксистском, формационном варианте. Сам термин «формация» позаимствован Марксом из геологии. Этот термин охватывает сразу два среза человеческого общества — общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми, подобно тому как мы, рассматривая формации земли, характеризуем не только ее определенное состояние, пласт, но и ее формирование. В советской общественной мысли формационный подход связывался с называвшейся марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Всего выделяли пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее первой фазой — социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были намного глубже и сложнее. Он находился в творческом поиске и, рассматривая формацию под разными углами зрения, употреблял различные определения: «историческая формация», «экономическая формация», «формации общественного производства». В соответствии с интерпретацией Марксом развития общества, в нем можно выделить три стадии:

Первичная формация, или доклассовое общество.

Вторичная формация, или классово-антагонистическое общество. Эта формация подразделяется на две крупные формы:

первая — азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный способы производства. Азиатский способ. производства существовал в странах древнего Востока и характеризовался отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполнявшей хозяйственные функции и выступавшей в форме восточной деспотии;

вторая капиталистический способ производства.

За точку отсчета, критерий в этом формационном делении общества признается человеческая производственная деятельность, прежде всего характер труда и способы включения в процесс производства. Для первых двух формаций основным механизмом включения человека в производственную деятельность является внешнее принуждение. В первобытном обществе побудительным мотивом, заставляющим человека производить, осуществлять свою деятельность, выступает природная необходимость в удовлетворении элементарных потребностей. В первой крупной форме вторичной формации — это внеэкономическое принуждение к труду, во второй — экономическое принуждение: каждый человек лично свободен, но отсутствие у него средств к существованию заставляет его трудиться, продавая капиталистам свою, рабочую силу.

В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно обеспечение полноценного "и подлинного развития личности.

Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Во 2-й половине XX в. усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и Q. Тоффлера был разработан стадиально-циви- лизационный вариант линейно-стадиального подхода к развитию общества. Руководствуясь критерием уровня технологии, ученые разделили историю человечества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную, выделив тем самым определенные исторические типы общества. Каждая из стадий имела своим началом социо-технологическую революцию: неолитическая революция, положившая начало цивилизационному этапу развития человечества, знаменовала собой переход от первобытного общества к аграрному, индустриальная революция XVIII— XIX вв. привела к машинному производству и индустриальному обществу, информационная революция конца XX в. ведет к становлению постиндустриального общества.

5. Исторические типы общества

Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Устойчивой структуре потребностей, сформировавшейся в данный период, способствовала и традиционность производственных отношений. Технические инновации распространялись крайне медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства, источники пополнения доходов и т. д.). Вся совокупность отношений, сложившихся в данный период, закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в социальной психологии, освящалась религией.

Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным стало развитие системы орудий труда, машинной техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование, широко распространяются научные знания. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Решающую роль в социальной жизни индустриального общества играют промышленники, а центрами социальной организации становятся промышленные корпорации.

Становление постиндустриального общества обусловлено превращением науки в производительную силу общества. Всеобщие производительные силы становятся главным элементом производительных сил общества! Качественно изменило человеческую жизнь изобретение компьютера, когда важнейшим фактором производства становится информация. Поэтому для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.

Понятие цивилизационного подхода к развитию общества весьма сложно и неоднозначно вследствие неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении его истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, прежде всего немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Отсюда следовал вывод, что нет единой мировой цивилизации, а есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим собственным внутренним правилам. По теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существуют пять цивилизаций: западнохристианская, восточнохри- стианская, исламская, индуистская, дальневосточная буддистско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, которая не слишком благоприятна для развития, но и не слишком враждебна. Она развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, и общество посредством своего творческого меньшинства, элиты успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии техники, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины надлома цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания ей со стороны большинства народа, и в итоге общество утрачивает свое социальное единство.

Различные подходы к развитию общества имеют свои достоинства и недостатки. Например, линейно-стадиальные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает все возрастающих связей между различными цивилизациями. Но прежде всего надо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов, с тем, чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное изучение, всевозможных аспектов бытия разных цивилизаций.