Смекни!
smekni.com

Молодежь в системе криминальной субкультуры (стр. 3 из 3)

Рассмотрим роль региональной (национальной) принадлежности в определении статуса несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде и группе. Землячество, национальная принадлежность формируют специфическое чувство «мы». Если криминальная среда однородна по национальному признаку, то важную стратификационную роль играет землячество (члены группы из одного дома, с одной улицы или одного населенного пункта - деревни, города). Если она неоднородна по национальному составу, то роль национальной принадлежности в стратификации личности возрастает. Этот фактор особенно часто проявляется в закрытых специальных воспитательных учреждениях, колониях и армии, когда несовершеннолетний или молодой человек оторван от привычной среды (дома, друзей, знакомых). Наличие земляков или лиц своей национальности придает уверенности несовершеннолетнему или молодому человеку, облегчает его жизнь в новых условиях, обеспечивает психологическую и физическую защиту от притязаний и домогательств других.

Национальный (земляческий) фактор приобрел особую остроту в последние годы в связи с курсом республик на самостоятельность, государственную независимость. Однако возрождение национального самосознания и суверенитета дало, к сожалению, вредное побочное явление - всплеск ярого национализма, национал-шовинизма, нигилистическое отношение к другим нациям.

Таким образом, земляческая статусная структура сейчас вступила в жесткую конкуренцию с «дедовской». Это объясняется ростом количества неславянских группировок в армии и обострением национальных конфликтов в обществе.

Наиболее сильное влияние на статус, роль и позицию несовершеннолетнего и молодого человека в асоциальной группе оказывают криминологические факторы: стаж асоциального и криминального поведения; категория и квалификация криминальной группы; длительность пребывания («срок») в спецшколе; специальном ПТУ; колонии; поведение в правоохранительных органах; соучастие в прошлых правонарушениях и особенно в преступлениях. Эти факторы преломляются через призму индивидуально-личностных и социально-групповых особенностей несовершеннолетних. Так, стаж асоциального поведения (бродяжничество, побеги из дома, приводы в милицию, употребление алкоголя, наркотиков) определяют «бывалость» подростка иди юноши, поскольку в нем весьма своеобразно отражается приобретенный жизненный и криминальный опыт, уровень криминальной «квалификации». Подросток (юноша) - не новичок в правонарушениях. Он знает, каковы порядки в приемниках-распределителях, а нередко - и в следственных изоляторах, своеобразных коммутаторах, без которых криминальная субкультура не может успешно функционировать.

Стажу асоциального и криминального поведения сами несовершеннолетние придают настолько большое значение, что отражают это в татуировках. Он становится «сигналом» при опознании «своих» и «заявке» подростка на определенное положение в среде сверстников специального ПТУ, спецшколы, ВТК (приемника-распределителя и т.п.). Чтобы занять более высокое положение в группе («в зоне») подростки приписывают себе «заслуги» (судимости и преступления, которые не совершали и т.п.). Правда, стремление «незаконно» получить привилегию сурово наказывается «авторитетами», группой. «Если узнают, что наколка ложная и сделана ради куража, лютая разборка ждет нарушителя конвенции, от отрубания пальца с неправедным «перстнем» до превращения его в презираемого всеми «петуха» (270, с.35). Чтобы самоутвердиться и занять высокое положение в асоциальной и криминальной среде, новички должны пройти соответствующее испытание, доказать, на что они способны.

Важное значение для самоутверждения подростка и молодого человека в криминальной среде имеет длительность нахождения в группе, в закрытом заведении (спецПТУ, ВТК и т.п.).

Подросток и молодой человек может обеспечить себе высокое положение в асоциальной среде, если заручиться поддержкой тех, кто его здесь знает и может за него поручиться.

Поэтому весьма важную роль играет наличие или отсутствие в криминальной группе соучастников преступлений и правонарушений, пользующихся авторитетом в данной среде. Поручиться за новичка могут земляки, которые знают его, слышали о нем или имели общих знакомых, имеющих авторитет в данном сообществе. Особое значение имеет поручительство лиц одной национальности с новичками. Наличие соучастников и представителей его нации, гарантирует новичку защиту от притязаний других лиц и избавляет его от необходимости проходить унизительную процедуру проверки («прописку»). В свою очередь «старичики» также заинтересованы в том, чтобы найти новичков и земляков, которые пополнили бы ряды их сторонников. Такая же картина наблюдается и в армейских подразделениях.

Таким образом, факторы национальной принадлежности, землячества, соучастия в прошлых правонарушениях и преступлениях тесно связаны между собой, поскольку их роль в процессе самоутверждения в криминальной группе одна - обеспечить поручительство за вступающего в группу новичка.

Таким образом, криминологические факторы позволяют высветить личность с позиций глубины ее криминального заражения и асоциального опыта.

Большое влияние на статус несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде оказывают психолого-поведенческне факторы. К ним относится поведение новичка в период адаптации в группе, отношение к активу и «низам», средствам воспитания, режиму учреждения или нормам морали на свободе. Попадая в новую среду, подросток и молодой человек обычно выбирает свою линию поведения. Но свой замысел ему нередко реализовать не удается, поскольку он находится под пристальным вниманием лидера криминальной-группы и «старичков» («паханов», «бугров»).

Таким образом, глубокое знание и всесторонний анализ каждого из рассматриваемых факторов, а также их динамики в связи с изменениями в преступном мире, позволяют достаточно точно определить статус любого несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде, не прибегая к социометрии и другим психологическим методам; предвидеть его поведение, разработать дифференцированные и индивидуальные программы профилактики правонарушений, исправления и перевоспитания «верхов», «нормально живущих» и «низов».


Заключение

Изучение криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи позволяет сделать вывод, что она представляет собой вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.

Криминальная субкультура непосредственно связана с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Криминальная субкультура выступает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных сообществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения несовершеннолетних и молодых правонарушителей и преступных групп, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, и особенно прессинга, постоянно создающих для подростка и молодого человека ситуацию фрустрации и психической травмы.

Криминальная субкультура имеет место не только в закрытых воспитательных и исправительных заведениях, но и в преступных группах на свободе. Вступление подростка и молодого человека в криминальную группу связано с принятием ее норм, ценностей и установок.

В связи с бурным ростом молодежной преступности, ее профессионализацией и организованностью и параллельно набирающей темпы вульгарной преступностью за последние годы наблюдается, с одной стороны, возрождение традиционного воровского «закона», а с другой стороны - все большее размывание граней этого классического закона, падение профессиональной «этики преступного мира». На девальвацию этических ценностей преступной среды влияет падение нравов в обществе. Этот процесс идет как бы по двум направлениям:

- обесценивание результатов труда людей, крайнее неуважение к частной и государственной собственности и как результат - развитие стяжательских тенденций у подростков и молодежи, следствием чего является рост корыстных преступлений и крайних проявлений вандализма;

- обесценивание человеческой жизни и как результат - рост насильственных преступлений, а также агрессивности и уровня жестокости по отношению к жертве.

В связи с расширением сферы преступных проявлений, выходом преступности на межнациональную и международную арену криминальная субкультура утратила свою былую целостность как общая субкультура воровского мира. Она все больше превращается в систему взаимосвязанных субкультур преступных сообществ, специализирующихся в разных сферах криминальной деятельности. Наибольшее развитие наряду с традиционной воровской субкультурой получили тюремная субкультура, субкультура рэкетиров, бомжей, мошенников, наперсточников, представителей теневого бизнеса, мира проституток и сутенеров, фарцовщиков и спекулянтов, вульгарных преступников (беспределыциков).

Признание реальности криминальной субкультуры не означает, что с ее существованием надо мириться. Существенно уменьшить вред криминальной субкультуры вполне вероятно.

Список литературы

1. Гернет М.Н. Социальные факторы преступности.

2. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997

4. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973

5. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – М., 2001

6. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1946.