Смекни!
smekni.com

Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке (стр. 4 из 5)

Чем может грозить обществу тенденция увеличения роли формы передачи информации над смыслом информации? Согласны ли вы с тем, что универсальные ценности в постиндустриальном обществе становятся относительными? Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию.

В обществах постиндустриальных искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка и вместе с тем протестуя против этого, зачастую облекая свой протест в нетрадиционные художественные формы. Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а на справедливость. Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств. Наука становится критикой всех традиционных образов Истины и традиционных способов ее получения. А идеология как содержательная позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Знаменитый рекламный лозунг «Имидж — все!» выражает характер политики в обществах постиндустриальных. Из этого следует, что человечеству, возможно, предстоит войти в такую фазу своего развития, когда править миром и менять его будут не создатели новых смыслов, а создатели новых знаков — новых технологий передачи информации.

Однако постиндустриальное общество, хотя и приобретает глобальный характер, все еще остается локализованным в основном в западной цивилизации. Остальные цивилизации в большей степени являются обществами традиционно-индустриальными. А потому важно понимать и различать те смыслы, которые выработали эти цивилизации и которые сегодня являются их вкладом в глобализационный процесс.

Вопросы для проверки знаний

1-В чем различие между сознанием и знанием? Есть ли между ними сходство?

2. В каких формах может быть закреплено сознание?

3. Какова Роль общения в формировании сознания?

4. Каковы основные формы общественного сознания и на каких отношениях они основываются?

5.В чем особенности каждой из форм общественного сознания? Что их объединяет?

6. Какие символы искусства и религиозные символы являются наиболее известными в современном мире? Существуют ли символы, которые относятся и к искусству, и к религии?

7.Какая из форм общественной жизни является важнейшим компонентом социализации? Что вы знаете о понятии «социализация»?

8. Чем отличается функционирование различных форм общественного сознания в традиционном и индустриальном обществах?

9.На каких идеалах основываются разные формы общественного сознания в индустриальном мире? Что происходит с идеалами в постиндустриальном обществе?

Выполните задания

1. Приведите по одному примеру простой реакции на мир, способа описания мира и преобразования мира.

2. Если бы вам предложили соотнести различные формы общественного сознания, то каким бы образом вы это представили — в виде восходящей линии, в виде нисходящей линии, в виде горизонтальной линии, в виде синусоиды или каким-то другим образом? Ответ поясните.

3. Составьте схему «Формы общественного сознания». Расположите эти формы по определенному принципу — по мере их значимости (с вашей точки зрения) или по мере их появления. Поясните свою позицию.

4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Своя система... — повторил он. И снова ущипнул себя за ухо. — Сегодня это уже не имеет смысла! Все равно что ламповый усилитель собственной сборки. Чем тратить силы и время на то, чтобы собрать, проще пойти в аудиомагазин и купить себе новенький на транзисторах. И дешевле, и звучит получше. И если сломается, сразу домой приедут и починят. А будешь новый покупать — и старый заберут по дешевке... В наше время нет места индивидуальным системам. Согласен, было время, когда это представляло некую ценность. Но сейчас — не так. Сейчас все можно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил, купил, что нужно, и подключаешь к своей жизни. Очень просто. И сразу используешь в свое удовольствие. Компонент «А» подключаешь к компоненту «Б». Щелк — и готово,. Устарело что-нибудь — сходил да заменил. Так удобнее. А будешь цепляться за «свою систему» — жизнь тебя выкинет на обочину. По принципу: кто любит срезать углы, тот мешает уличному движению» (из книги X. Мураками «Дэне, дэнс, дэнс»).

Вопросы

1) Все ли можно купить за деньги?

2) Что значит жить по «своей системе»? Как вы поняли это выражение?

3) Как связаны размышления героя с происходящими процессами глобализации в мире?

4) Как соотносятся индивидуальное и коллективное в современном мире?

5) С какими мыслями автора вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте свою позицию.

Выскажите свою точку зрения и обсудите

1. Часто в повседневной жизни можно встретить выражение «несознательный человек» или «несознательный гражданин». Что под этим имеется в виду? Корректно ли использовать такое выражение? Ответ поясните.

2. Какая из форм общественного сознания наиболее важна в современном мире? Почему? Корректно ли сравнивать эти формы с точки зрения их значимости?

3. Какова роль религии в современном мире?

4. Может ли мораль быть отделена от религиозных норм? Существует ли прямая взаимозависимость между моралью и религией? Какие исторические события иллюстрируют попытки создать светскую мораль?

5. Рынок (рыночные отношения) и красота несовместимы или между ними нет противоречия?

Темы докладов и рефератов

1. Современные символы как отражение общественного сознания.

2. Роль общения в формировании индивидуального сознания.

3. Факторы, влияющие на развитие общественного сознания.

4. Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия.

5. Глобализация и общественные идеалы.

Краткие выводы к главе

Мы, люди, живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется термином «общество». Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную идентичность (самотождественность).

Приспособлению общества к окружающей среде и обеспечению преемственности в череде поколений служит культура. Созданием материальных оснований существования общества занимается экономика. Постановка целей общественной жизни и обеспечение их Достижения — функция политики. Координация интересов и уст-млений индивидов и человеческих групп — задача права.

Не было и не может быть общественной системы, где не существовали бы соответствующие подсистемы — культура, экономика, политика, право. Даже если когда-то они строились и выглядели совсем не так, как в наше время, все равно они выполняли те же самые функции.

Все общества можно разделить на три основных класса — традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

Люди обладают разумной способностью, которая позволяет познавать мир и оценивать его. Кроме разумной способности, люди обладают сознанием, т. е. способностью контролировать процесс собственного мышления и познания мира. Сознание существует как индивидуальная способность. Однако общий образ жизни, общие ценности и интересы больших групп людей порождают формы общего, или общественного, сознания.

В зависимости от способа отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. В каждом из трех основных типов общества эти формы по-разному проявляют себя и вступают в различные взаимодействия.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

Идентичность — относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе и окружающем мире, в которой происходит его отождествление с определенными ценностями, с другим человеком или группой.

Индустриальные общества — человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах — городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование.

Общественное сознание — общие представления о мире и человеческом обществе, свойственные крупным социальным группам.

Общество — большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование.

Подсистема — относительно независимая часть системы, ответственная за выполнение одной из базовых функций.

Постиндустриальные общества — человеческие сообщества, развитие которых обеспечивает уже не индустриализация, а высокие и информационные технологии. Большинство населения в таких обществах занято в индустрии создания услуг на глобальном потребительском рынке. Цель таких обществ — победа в глобальной конкуренции за рынки сбыта, отмена государственных, экономических, культурных, религиозных и всех прочих границ, превращение человечества в единое глобальное сообщество.

Разумная способность — способность человека с помощью мышления воспроизводить окружающий мир, устанавливать приследственные связи и вырабатывать план деятельности в соответствии с закономерностями мира.

ТВ Система — такое объединение любых объектов в природе, об-ве мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может быть понят только как часть этого объединения.

Сознание — использование разумной способности для контроля процесса мышления.

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.