Смекни!
smekni.com

Объект и предмет экономической социологии (стр. 3 из 3)


1.9. Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?

Экономическая теория при исследовании экономических процессов в своих многообразных разновидностях оперирует обобщенной моделью homoeconomicus — «человека экономического». В этой модели человек выступает в качестве «чисто экономического существа, руководимого экономическим интересом и утилитарной рациональностью, что приводит к полному исключению неэкономических религиозных верований и неутилитарных моральных убеждений, антиэгоистического альтруизма и не приносящих дохода художественных ценностей, нерациональных нравов и иррациональных страстей» [12; 162]. Человек, в соответствии с этой моделью, существо независимое, информированное, руководствующееся экономическими интересами, утилитарной рациональностью и осуществляющее рыночное поведение, ориентированное на получение выгоды. Все эти характеристики воплощаются в активном экономическом поведении, которое бывает производящим и потребительным, а чаще всего производящим в одной сфере деятельности (предприниматель, инженер, рабочий, фермер), но потребляющим в другой — потребитель продуктов питания, одежды, услуг и т.п.

1.10 В чем состоят отличительные особенности модели «человека социального»?

В отличие от этого социологическая модель человека — модель homosocius — оказывается более многомерной. В ней человек предстает не только как «человек экономический» со всеми свойственными ему атрибутами, но одновременно и как человек политический, этический, религиозный (нерелигиозный), художественный (антихудожественный), рациональный (нерациональный, иррациональный), интровертный (замыкающийся в себе) или экстравертный (выплескивающий психическую энергию наружу), нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих в обществе моральных, правовых и иных норм, либо нарушающий их), реактивный или проактивный. Он характеризуется не только рыночным, но и нерыночным поведением, преследующим не столько выгоду, сколько интересы самоутверждения, саморазвития, взаимопонимания, завоевания авторитета в обществе и т.п.

1.11 Каково определение экономической социологии?

Покажем различия экономического и социологического подходов к исследованию социально-экономических процессов на примере истолкования ими такого системообразующего объекта современной экономической системы, каковым является рынок. Экономисты изучают рынок как сферу экономики, в которой совершается процесс товарного обращения, превращения товара в деньги и обратного превращения денег в товар; как систему экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение, цена товаров; наконец, как место, где осуществляется торговля. В отличие от этого экономическая социология исследует рынок как специфическую социальную конструкцию, обладающую сложными социальными взаимоотношениями между его участниками, в том числе и ценностными, а не только стоимостными отношениями, в рамках которых разнообразные оттенки отношений между одними людьми и социальными группами влияют на связи между другими, на более отдаленные во времени и пространстве взаимодействия. Если экономисты акцентируют внимание на стоимости, то предметом анализа социологов становятся ценности участников рыночных отношений.

Принимая во внимание все сказанное, мы можем констатировать, что в центре предметного поля экономической социологии находится экономическое поведение (и его ядро — экономическая деятельность) индивидов и социальных групп, действующих в качестве активных социальных субъектов, связанных определенными социальными отношениями и взаимодействиями и включенных в конкретные социально-экономические процессы. В этих процессах вычленяются для исследования специфическими социологическими методами их социальные аспекты. Например, изучая динамику и тенденции потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителей), но и таких субъективных факторах, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействиях. Но последние регулируются действующими в обществе стандартами поведения, нормами и ценностями культуры, социальными институтами, системой управления, которые в своей совокупности составляют систему социальных механизмов развития экономики.

На основании всего изложенного можно сформулировать развернутое определение рассматриваемой отрасли социологического знания. Экономическая социология — это система научных знаний об экономическом поведении и социальных отношениях людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.


Литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000. Гл. 3. Экономическая социология.

3. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования. 1998. №1.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 2000. Раздел 1. Два подхода к человеку в социальной теории.

6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. Изд. 16-е. М., СПб.-Киев, 2000.

7. Силласте Г. Основы экономической социологии.. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.

8. Смелсер Н. Социология экономической жизни //Американская социология. М., 1972.

9. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000. Разд. II, гл. 1. Предметная область экономической социологии.

10. Сорокин П. Структурная социология //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

11. Экономическая теория / Под ред. Л.Н. Давыденко. Мн., 2002. Гл. 1. § 1.3. Модели экономического поведения человека.

12. Экономическая социология: предмет, статус, структура, место в учебном процессе. Круглый стол // Социологические исследования. 1999. №6.