Смекни!
smekni.com

Определение и основные черты западной социологии XX в. (стр. 2 из 2)

Герберт Блумер – один из наиболее оригинальных теоретиков в социологии ХХ в. Блумер - американский социолог и социальный психолог, представитель чикагской школы, один из талантливейших учеников Дж. Мида, фактический создатель теории и школы символического интеракционизма. В 1925-1952 гг. преподавал в Чикагском ун-те, с 1952 г.- воглавлял социологический факультет в Калифорнийском ун-те (Беркли), в 1940-50-е годы работал членом Арбитражного совета по трудовым спорам, консультантом ЮНЕСКО в Бразилии. Получил научные награды от нескольких американских университетов; пользовался огромной популярностью и любовью среди студентов.

В молодости Блумер испытал сильное влияние прагматизма У. Джеймса и Д. Дью, позже - феноменологии, психоанализа, бихевиоризма, функционализма. именно он придумал термин «символический интеракционизм», видимо, для того, чтобы придать законный социологический статус идеям Дж. Мида и Ч. Кули, которые до той поры обычно включались в состав социальной психологии. Он внес вклад во многие области социологии, в том числе в теорию познания, коллективное поведение, теорию социальных движений, индустриальную социологию и трудовые отношения.

Второе поколение символических интеракционистов во главе с Г. Блумером начиная с 30-х годов провело не только теоретическую, но большую исследовательскую работу, опираясь больше не на традиционные количественные методы, тесно связанные с математической статистикой, сколько с качественными, ориентирующимися преимущественно на интервью, наблюдение и эксперимент, которые не обязательно завершаются построением статистических таблиц.

4. Основные постулаты теории социального обмена Дж. Хоманса

Теория Хоманса с самого начала сосредоточивается на межличностном, непосредственном взаимодействии между индивидами и признает значимость психологических мотивов в отношениях. Все ситуации взаимодействия можно назвать отношениями обмена.

Социальное поведение, по Хомансу, – это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менее вознаграждающей или сопряженной с издержками между по крайней мере двумя лицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональных структурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведение людей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственно вознаграждает или наказывает другого.

Элементарное социальное поведение:

- социально (ориентация на другого человека);

- непосредственно (лицом-к-лицу);

- действительно (это реальное поведение, а не норма поведения);

- предполагает социальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение роли).

Хоманс пытался реабилитировать модель экономического человека, утилитарного действия, но осознавал, что у этой модели есть ограничения. Действительно, люди наказывают и вознаграждают друг друга в процессе обмена, но они не всегда стремятся к максимальной прибыли. Люди не обязательно полностью просчитывают свои действия и заглядывают далеко в будущее. При этом обмениваются не только деньги и материальные предметы, но и другие ценности, например, одобрение, любовь и привязанность.

Основная гипотеза Хоманса: «на уровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков и варваров, а есть только человек». Поэтому малые группы – «площадка» для наблюдения поведения в сетях межличностных отношений.

Джордж Хоманс считал, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания — люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.).

Д. Хоманс выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Первый – постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат – постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. Четвёртый постулат – постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат – агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

5. Социальные изменения. Основные подходы к изучению социальных изменений

Фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении, называются социальными изменениями.

Такие изменения могут осуществляется на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи -традиционная, нуклеарная), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям в плане их содержания, организации); на уровне больших и малых социальных групп (в России, в частности, сейчас, изменяется социальный состав населения); на социальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, технологическое развитие одних стран, кризисное состояние других и др.).

Важным средством интерпретации изменений и развития общества являются эволюционистские теории, теории циклического развития, теории социальных изменений.

Основателями эволюционистской теории являются О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Сущность их доктрины сводилась к признанию объективного поступательного характера социального развития; прямолинейному движению к более совершенному состоянию.

В теориях циклического развития О. Шпенглера, А. Тойнби развитие общества понимается не как прямолинейный процесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Все социальные общности, классы, институты общества изменяются по циклической схеме.

Ведущий представитель структурно-функционального подхода в социологии Т. Парсонс, утверждает, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Дифференциация общества - это важнейший критерий эволюции.

Помимо теории социальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить также социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические теории социальных изменений.

1. Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрениях, религиях, системах ценностнй, менталитете социальных групп, обществ и эпох. Эти изменения определяют в конечном итоге все остальные изменения, происходящие в обществе. К этой группе принадлежит, например, концепция социокультурной динамики П. Сорокина.

2. Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от изменений в индустриальной технологии, например, "стадий экономического роста" (У. Ростоу), информационного общества. (О. Тоффлера).

3. Социально-экономические теории социальных изменений, к которым относится прежде всего марксизм, кладут в основу изменений - диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Каждая из этих теорий имеет свои достоинства, однако, ни одна из них не дает универсального объяснения всех социальных изменений.

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на эволюционные и революционные социальные изменения. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые тенденции к увеличению качеств, элементов в социальных системах.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что это радикальные изменения, радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие; во-вторых, потому что они не частные, а общие и даже всеобщие изменения; в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.


Список литературы:

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.

2. История социологии в Западной Европе и США. / Ответственный редактор —Г. В. Осипов. — М.: 2001, - 328 с.

3. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. редакцией А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, - 2000, - 654 с.

4. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов/ Отв. ред. Г.В.Осипов. М., 1998, - 422 с.

5. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2000, - 368 с.