Смекни!
smekni.com

Некоторые аспекты русско-православной и американо-протестантской систем ценностей (стр. 2 из 2)

Далее мы рассмотрим предпринимательство, являющиеся одной из форм труда, сферы его проявления и цели. Под предпринимательством мы понимаем деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (15, с. 316). Чтобы проследить истоки такого широкого распространения предпринимательской традиции у американцев и выяснить его особенности необходимо обратиться к работам Макса Вебера. В протестантизме успех в предпринимательской деятельности как конкретном проявлении труда напрямую связывают с обретением спасения в потусторонней жизни. Вся проблема заключается в том, что люди не знают, кого Бог избрал для вечной жизни, а кого проклял. Для обретения уверенности в богоизбранности была необходима постоянная деятельность в рамках своей профессии и накопление богатства, чтоб "создать" свое спасение. Таким образом, хозяйственная деятельность для протестанта стала основной формой служения Богу. Морального осуждения достойна успокоенность и довольство достигнутым (3). Если в протестантизме богатство морально предписано, то "желание быть бедным" достойно осуждения. Считается, что такой человек не ищет божьего избрания. Данная религиозная этика отражена в послании Б. Франклина "Советы молодым купцам", где говорится, что нужно отказывать себе во всем, экономить каждую минуту и ориентировать себя лишь на накопительство (5, с. 24 - 25). То есть основной целью в США для предпринимательства является "делание денег". Девиз современной Америки (США): "Дело Америки - бизнес". Эта этика незавуалированно обосновывает смысл жизни человека по-американски. Вебер пишет, что в этом случае нажива становится самоцелью (3, с. 75).

Такая религиозная этика освобождает предпринимательство от психологического гнета, разрывает оковы, ограничивающие стремление к приобретательству, превращая это в угодное Богу занятие. Протестантский подход к труду и предпринимательству с его неуемным стремлением к накопительству породил производство огромного количествен ненужных услуг и вещей. Следствием этого является неравномерное перераспределение естественных ресурсов в мире. Это не случайно породило такое общественное движение, как маржинализм ("за разумные потребности").

Что касается православной традиции, то здесь, по словам П. Бурышкина "на свою деятельность смотрели не столько как на источник наживы, а на своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой. Про богатство говорили, что раз его Бог послал, то потребует по нему отчета" (10, с. 113).

В славянской традиции предпринимательство считалось необходимостью на пути духовного совершенствования человека. Здесь мирская материальная деятельность, в отличие от протестантизма, не обрела сакрального смысла. Страсть к наживе, накопительство не только не приветствовались, но прямо осуждались православием. У преп. Иоанна Кассиана мы находим: "С умножением денег увеличивается и неистовство страсти. Таким образом становится жалкой душа, связанная змеиными узами... которая всецело занята промышлением о прибыли, ничего другого не видит взором сердца, как только то, откуда бы можно достать денег." (9, с. 21 - 22). Стяжательство, "делание денег" православие считает чуждым человеческой природе. На Руси полагали, что страсть к наживе "мучит человека и при смерти, и по смерти" (Там С. 984 - 986). Чрезмерно богатых людей в России часто даже считали связанными с нечистой силой. В целом, богатство как воплощение материальной сферы никогда на Руси не ценилось выше чего-либо духовного, Богатство, данное человеку, должно было служить на пользу общества. Например, известный меценат П. Третьяков писал о том, что он "наживал для того, чтобы нажитое от общества вновь вернулось к обществу" (8, с. 86). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что русская культура всегда была далека от культа накопительства и богатства. Предпринимательство здесь воспринималось как служение обществу, путь к духовному совершенствованию. Тяга к наживе, в отличие от протестантизма, где она была религиозно обоснованной и являлась целью предпринимательства, в православии осуждалась. И теперь, когда часто заходит речь о заимствовании западных принципов ведения бизнеса, можно говорить о том, что заимствуются совершенно другие ценности, чуждые нашей культуре, рассчитанные на другие исторические условия и основывающиеся на другой религиозной этике. У России есть свой самобытный путь развития предпринимательства, со своими ценностными установками, которые с учетом современных реалий нужно возрождать, а не пытаться заимствовать извне.


Примечания

1. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.

3. Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990.

4. Богоугодная жизнь вообще. Слово епископа Феофана. Л., 1991.

5. Шаповалов. Ф. Откуда придет дух капитализма?//СоцИс. 1994.№2.

6. Американский характер. Очерки культуры США. Импульс реформаторства. М., 1995.

7. Покровский И.Е. Ранняя американская философия. М., 1989.

8. Зарубина И. Российское предпринимательство: идеи и люди // ВЭ. 1995. № 7.

9. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Тихона Задонского. М., 1996.

10. Бурышкин И.А. Москва купеческая. М., 1991.

11. Вебер М. Избранное. Образ общества. М, 1994.

12. Катехизис. Киев, 1991.

13. Сребролюбие как дух антихриста. М., 1997.

14. Золотухина М.В. Мир американской семьи. М., 1999.

15. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. Р-Д, 1998.

16. Шарапов С.А., Улыбышева М.А. Деловая этика православия. Некоторые аспекты православной этики труда и предпринимательства. М., 2010.