Смекни!
smekni.com

Западноевропейская культура нового и новейшего времени (стр. 4 из 7)

Поколения, входившие в жизнь в 70-е и последующие годы XIXв., воспринимали машинную индустрию, железные дороги, пароходы как составную часть естественной среды обитания. В духовной жизни появилось ощущение огромных возможностей новой и постоянно обновляющейся техники. Технический переворот во многом изменил материальнуюсреду, внес существенные новшества в образ жизни людей. В историко-культурном плане главное то, что этот переворот способствовал переменам и в самом человеке как участнике технической и научной революции. Научившись мыслить в узкопрофессиональных рамках, человек приобретает способность к анализу других сфер бытия. Это сказывается на его нравственных принципах, художественных взглядах и вкусах. Более высокий интеллектуальный уровеньстановится характерной чертой национальных культур Западной Европы и Северной Америки.

Сдвиги в технике, вероятно, наиболее рельефно сказались на всем населении этих стран в области средств сообщения. Здесь, помимо экономического значения, развитие железных дорог объективно сыграло выдающуюся роль в культурном прогрессе. Оно обеспечивало мобильность основной массы городского и частично сельского населения, удешевило внутреннюю миграцию, благодаря быстрому перемещению внесло изменения в представление о времени. В этом же направлении действовали изменения во внутригородском транспорте.

Особое место с культурологической точки зрения принадлежит тем техническим новшествам, которые непосредственно связаны с передачейинформации, т.е. с обогащением сознания фактами, идеями, образами, которые без этих изобретений вообще не дошли бы до множества людей или дошли бы значительно позже. Информация, как внутренняя, так и внешняя, стала поступать регулярно и прежде всего через прессу. Корреспонденты крупных газет стремились обеспечить свое издание наиболее свежим материалом, а благодаря железной дороге газеты из столиц и больших городов быстро доставлялись подписчикам.

Развитие транспорта и связи необычайно облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Этот процесс стимулировался и саморазвитием культуры, ее внутренними потребностями. Но только теперь были устранены технические препятствия к гастрольным поездкам актеров, частым личным встречам деятелей культуры, их интенсивной переписке. Международные культурные контакты приобрели регулярный характер.

Важнейшим средством коммуникации постепенно становится кино, особенно благодаря хроникальным фильмам, фиксировавшим событие и позволявшим увидеть его множеству зрителей в различных странах. Выдающимся общечеловеческим культурным достижением стало открытие художественных возможностей кинематографа. Кино уже в то время обладало тем преимуществом перед театром, музеем, картиной, что могло достигать самых отдаленных уголков любой страны. Зафиксированное на пленке зрелище воспроизводилось многократно, не требуя никаких специальных условий, а относительная дешевизна делала его доступным самым широким массам.

Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал не только повышению интеллектуального уровня и осознанию человеком своей мощи, но и своеобразному крушению культурных границ, духовному взаимообогащению, началу интернационализации культурной жизни.


3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.

Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIXв. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.

Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.

Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.

Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя.

Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон . Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век». Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом.

Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли, . Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни - сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня.

В истории английской литературы XIXв. особое место занимает Вальтер Скотт . Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран - «Квентин Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи.

Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий.

Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии» Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится борьба одной личности против какой-то внешней силы.

В начале 30-х годов XIXв. во Франции выступила писательница Аврора Дюдеван, которая вошла в литературу под псевдонимом Жорж Санд . Первым ее романом была «Индиана», написанная в 1832 г. и принесшая ей заслуженную известность. Вслед за этим появляются другие романы: «Валентина», «Лелия», «Жак». За свою долгую жизнь она опубликовала около 90 романов и повестей. Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы нашел отражение в ее лучшем романе «Консуэло». Она ввела в романтическую литературу нового героя. Место королей, принцев и рыцарей, которые прежде были персонажами писателей-романтиков, занимает простолюдин.