Смекни!
smekni.com

Насилие над женщинами в России (стр. 15 из 17)

2.6 А.Н. Ильяшенко "Основные черты насильственной преступности в семье" (социс - 2003. - №4)

ИЛЬЯШЕНКО Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, майор милиции.

В настоящее время распространение преступности в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. От посягательств на собственность преступники все чаще переходят к заказным убийствам, терроризму, захвату заложников, активнее используются оружие, взрывные устройства. Криминальные деяния насильственной группы составляют примерно 20% всех преступлений, тяжкие - около 5%.

В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России. Так, по результатам исследований, 30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. Жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от любых преступлений. Насилие в семье является распространенным явлением во всем мире, а на Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 г.) оно признано эпидемией в большинстве стран.

В результате проникновения насилия в жизнь семьи наблюдается деконструкция нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, прогрессируют детская безнадзорность и беспризорничество, несовершеннолетние все активнее вовлекаются в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения насилия в семье становится важнейшей задачей органов внутренних дел.

Настоящее исследование проводилось в областях Центрально - Черноземного региона (ЦЧР) - Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областях. Эмпирическую базу исследования составили данные уголовной статистики за 1990-2001 гг.; материалы 150 уголовных дел, рассмотренных судами Воронежской области за период с 1995 по 2001 гг.; результаты проведенного в той же области в 2000-2001 гг. анкетирования 200 лиц, совершивших насильственные преступные деяния по отношению к членам своей семьи, 200 лиц, пострадавших от аналогичных деяний собственных домочадцев, и 150 лиц из контрольной группы; статистические данные о социально-экономических, демографических процессах; опубликованные материалы судебной и следственной практики.

Под насильственной преступностью в семье мы понимаем совокупность общественно опасных и уголовно-противоправных умышленных деяний, посягающих на жизнь, здоровье или телесную неприкосновенность, сопряженных с энергетическим воздействием на органы и ткани организма другого человека путем использования материальных факторов внешней среды или угрозой такого воздействия или с психическим воздействием, совершаемым одним членом семьи в отношении другого против или помимо воли последнего. Семью мы определяли достаточно широко, относя к ее членам (независимо от факта их совместного или раздельного проживания) лиц, находящихся (ранее находившихся) в юридическом или фактическом браке, в состоянии родства любого характера (прямое или боковое, нисходящее или восходящее, полнородное или неполнородное), степени, свойства. Любая форма принятия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в т. ч. осуществление фактического воспитания и содержания), а так же иных лиц, попавших в материальную, психологическую или иную зависимость вследствие неспособности обеспечить уход за собой, самостоятельно защищать свои права (например, нетрудоспособный иждивенец).

Насильственная преступность - широко распространенное явление в нашем обществе. В 2001 г. каждое десятое преступление, совершенное в России, направлено против жизни и здоровья личности (Гл.16 УК РФ): убийства (1,1%), умышленные причинения тяжкого (1,9%), средней тяжести (1,1%) и легкого (0,7%) вреда здоровью, побои (1,7%) и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (3,2%). Похожее соотношение сложилось и в областях ЦЧР, где удельный вес насильственных преступлений по итогам 2001 г. составил 8,2%. В последние годы в условиях происходящих социальных, экономических и политических преобразований масштабы и структура насильственной преступности весьма динамичны. Наблюдается целый ряд негативных количественных и качественных изменений. Так, в 2001 году, по сравнению с 1997 годом, общее число убийств выросло на 14,7%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на 20,8%, средней тяжести вреда здоровью - на 32,6%, угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью - на 54,5%. Сокращение на треть (на 35,9%) количества умышленных причинений легкого вреда здоровью, а числа побоев и истязаний - соответственно, на 21,4% и 21,6% отнюдь не настраивает на оптимистичный лад. Снижение уровня регистрируемости истязаний отчасти объясняется тем, что факт совершения этого преступления предполагает систематичность (не менее 3-х раз) побоев либо иных насильственных действий. Кроме того, истязания, как правило, совершаются в семейной сфере, и потерпевшие, в силу семейно - родственных отношений с преступником, не всегда обращаются за помощью в правоохранительные органы. Снижение числа умышленных причинений легкого вреда здоровью и побоев можно в определенной степени объяснить, во-первых, высоким уровнем латентности из-за нежелания потерпевшими обременять себя сложной процедурой уголовного судопроизводства. Во-вторых, данные преступления относятся к категории преступлений небольшой тяжести и ст.76 УК РФ, отсутствовавшая в прежде действовавшем кодексе, предоставила возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление небольшой тяжести, если они примирились с потерпевшими и загладили причиненный им вред.

Кроме того, сам порядок регистрации фактов причинения легкого вреда здоровью и побоев (не иначе как по жалобе потерпевшего) не позволяет объективно оценивать реальную ситуацию, которая в большей степени зависит не от деятельности сотрудников органов внутренних дел по выявлению и раскрытию данных преступлений, а от желания потерпевших и их родственников подавать заявление в ОВД. В последнее время растет недоверие граждан к деятельности правоохранительных органов, что имеет объективные основания, а это, в свою очередь, способствует росту незащищенности людей от преступных посягательств. В такой обстановке пострадавшие лица, опасаясь мести преступника, не веря в объективность правосудия и эффективность работы сотрудников милиции, не заявляют о факте преступления. Таким образом, реальное состояние насильственной преступности в настоящее время значительно хуже фиксируемого официальной статистикой. Неблагоприятные тенденции проявляются и в отношении насильственной преступности в семье. Так, в 2001 г. в областях ЦЧР на почве семейно-бытовых отношений совершено 47,3% раскрытых убийств (ст.105 УК РФ); 63,9% убийств в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ); 47,6% убийств при превышении пределов необходимой обороны (ст.108 УК РФ); 39,6% умышленных причинений тяжкого (ст.111 УК РФ), 37,5% средней тяжести (ст.112 УК РФ) и 58,7% легкого (ст.115 УК РФ) вреда здоровью; 56,4% побоев (ст.116 УК РФ); 54,9% истязаний (ст.117 УК РФ) и 51,0% угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ). Всего в том же году в районе были раскрыты 4473 преступления семейно-бытовой сферы, что составило 5,4% всех раскрытых преступлений. Как выявил анализ статистических данных и материалов уголовных дел, 75-85% всех бытовых преступлений совершается непосредственно в семье. Среди преступлений на почве семейно-бытовых отношений в 2001 г. доминировали убийства (9,2%), умышленное причинение тяжкого (12,3%), средней тяжести (11,9%) и легкого (10,7%) вреда здоровью, побои (23,0%), угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (19,5%). В том же году по ЦЧР было раскрыто всего 28 преступлений по статье 117 УК РФ (истязания), что составило 0,6% всех раскрытых бытовых преступлений. В силу высокой степени латентности преступлений данного рода, реальность далека от статистики. Так, согласно проведенному опросу, 20,4% потерпевших от насилия в семье отметили, что насильственные действия совершались систематически (2-3 раза в неделю), 18,4% - регулярно (1-2 раза в неделю), 13,3% - 1-2 раза в месяц, а 1,0% - почти каждый день. Однако, согласно данным этого же опроса, по фактам совершения преступлений непосредственно по ст.117 УК РФ (истязания) было возбуждено только 6,1% уголовных дел.

Несмотря на то, что доля семейно-бытовых насильственных преступлений среди всех раскрытых в 2001 г. по ЦЧР преступлений составила всего 5,4%, ситуация требует серьезнейшего внимания. Темпы роста насильственной преступности в семье значительно выше, чем преступности в целом. Так, если за период 1990-2001 гг. по ЦЧР общее число раскрытых преступлений увеличилось с 44 504 до 82 647 (в 1,9 раза), то число раскрытых насильственных преступлений семейно-бытовой сферы - с 1 404 до 4 473 (в 3,2 раза). С 1990 по 2001 гг. в изученном нами районе количество убийств на почве семейно-бытовых отношений возросло на 5,9%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на 58,1%, средней тяжести в 2,1 раза. Наблюдаемое в 2001 г. некоторое снижение (на 15,3%) уровня семейно - бытовой насильственной преступности по сравнению с предыдущим годом нельзя считать позитивным фактором, ибо чередование периодов роста и падения можно сравнить с зубьями пилы. Весьма вероятно, что это очередное снижение перед последующим ростом. Нельзя не учитывать и следующее обстоятельство. При анализе состояния и динамики преступности мы исходим из статистических данных о выявленных и зарегистрированных в органах внутренних дел преступлениях. За пределами исследования остается латентная (скрытая) часть преступлений, о которых в правоохранительные органы не заявлялось, или которые по тем или иным причинам не были зарегистрированы. Не является исключением и насильственная преступность в семье, которая в силу специфики отношений между преступником и потерпевшим отличается высокой степенью латентности.94,9% потерпевших от насилия в семье отметили, что преступлению предшествовали семейные конфликты, которые, по словам 35,5% потерпевших, длились несколько месяцев. Причем 88,8% опрошенных потерпевших заявили, что конфликты в их семьях сопровождались насильственными действиями.76,7% опрошенных потерпевших указали, что о конфликтах, фактах насилия в их семье они никуда не сообщали. Среди наиболее распространенных причин этого можно выделить следующие: все равно ничего бы не помогло (30,9%); не верили, что помогут (23,6%); не хотели выносить сор из избы (23,6%); надеялись самостоятельно разрешить конфликт (23,6%); из-за боязни мести со стороны виновника конфликта (насильника) Л (21,8%); из-за стыда (12,7%); из-за незначительности причиненного вреда (10,7%); виновник конфликта (насильник) самостоятельно изменит свое поведение, исправится, образумится (10,7%); не хотели лишиться жилья, некуда было уйти от насильника (7,3%); из-за нежелания разрушить семью (7,3%); из-за нежелания лишить детей отца (матери) (5,5%); окружающие все истолкуют не в их пользу (5,5%); боялись потерять детей, считали, что это навредит будущему детей, их благополучию_ (3,6%); хотели отомстить обидчику самостоятельно (3,6%). Недостаточный уровень профессионализма сотрудников, низкая материально-техническая оснащенность правоохранительных органов также не способствуют повышению уровня регистрируемости преступлений в сфере семьи.