Смекни!
smekni.com

Методология и методы научного социолого-правового исследования (стр. 2 из 5)

При этом, конечно, не следует рассматривать результаты обсуждения как достоверную картину состояния общественного мнения по поводу готовящегося законопроекта. Ведь текст законопроекта - это не социологическая анкета, специально ориентированная на уровень восприятия респондентов (опрашиваемых). Кроме того, в данном случае (как, впрочем, и при любом анализе писем и обращений граждан в госорганы или средства массовой информации) следует иметь в виду, что круг подписчиков и читателей той или иной газеты или журнала, как правило, определяется некоторой специфической общностью интересов и предпочтений1. Причем с письмами в редакции газет и журналов обычно обращается либо наиболее активная, либо наиболее ущемленная в своих интересах часть общества, которая, разумеется, далеко не в полной мере отражает позицию населения в целом. Однако профессиональный анализ информации, получаемой в ходе таких обсуждений, позволяет выявить различные социальные интересы, затрагиваемые обсуждаемым правовым актом, определить интенсивность альтернативных мнений по поводу концепции и конкретных положений законопроекта, степень активности сторонников различных позиций и наметить возможные пути для поиска правового компромисса между ними.

К числу документов, нередко используемых в процессе юридико-социологического исследования, относятся правовые памятники и исторические документы, научные публикации по праву, истории, экономике, культуре и т.д. В качестве классического примера глубокого научного анализа такого рода документов можно привести уже упоминавшийся нами фундаментальный труд Ш. Монтескье "О духе законов". В этом юридико-социологическом по своему предмету научном исследовании автор проанализировал многочисленные труды юристов, философов и историков древности, средневековья и нового времени, а также письменные источники права разных эпох, стран и народов. И, кстати, многие выводы этого исследования не потеряли своей значимости и актуальности до наших дней. Это, например, основанные на историческом подходе к праву идеи Монтескье о том, что законодатель должен изучать объективные факторы, формирующие "дух закона", а не принимать свои решения на основе произвольных благих пожеланий, что нельзя бездумно копировать чужой опыт, который может не прижиться на инородной почве, и т.д.

Художественная литература также может быть весьма содержательным источником информации о различных сторонах правовой жизни общества. Например, роман Л. Толстого "Воскресенье" дает глубокую картину правовой культуры, практики судопроизводства, правовой психологии и в целом соотношения общества и законодательства той эпохи.

Для повышения уровня объективности исследований и снижения субъективизма, свойственного всякому творческому процессу (каковым, несомненно, является и изучение текстовых документов в процессе юридико-социологического исследования), используется такой формализованный метод анализа документов, как контент-анализ. Суть этого метода заключается в том, чтобы найти и зафиксировать количественные (т.е. поддающиеся исчислению) признаки и свойства текста, которые отражают значимые для исследования аспекты его содержания. Такими признаками могут быть, например, частота употребления определенных терминов, частота обращения к определенным темам, частота употребления тех или иных оценочных суждений при характеристике определенного вида деятельности, объем текста, посвященного соответствующей тематике, и т.д.

Примером использования данного метода при изучении социально-правовой проблематики может служить контент-анализ газетных материалов, посвященных деятельности российских судов различных уровней, хода и результатов судебных процессов, работы конкретных судей, а также функционирования судебной власти в целом. В этом исследовании, проведенном по заказу Фонда защиты гласности1, оценивались: объем публикаций с распределением их по различным изданиям; процентное распределение публикаций по тематике, по жанрам, по авторам (судья, адвокат, журналист и т.д.); эмоциональный тон публикаций (оценка производилась на основе трехчленной шкалы); соотношение негативных и позитивных характеристик деятельности судов и судебной системы в целом; распределение публикаций по упоминаемым органам и уровням судебной власти, по упоминаемым типам уголовных и гражданских дел и т.д. В результате исследования был сделан ряд важных выводов, касающихся взаимодействия судей и журналистов, общего состояния судеб ной системы и роли средств массовой информации в современном российском обществе. В методическом же отношении исследование показало, что "использование метода контент-анализа при изучении судебно-правовой тематики является очень продуктивным"1.

Метод контент-анализа может эффективно применяться не только в научной работе, но и в правовой практике. Одним из выразительных примеров такого использования метода контент-анализа является деятельность в США в годы Второй мировой войны специальной комиссии по изучению деятельности органов средств массовой информации, работавшей под руководством известного ученого-коммуникативиста Г. Лассвелла. Комиссия была призвана определить на основе специальных контент-аналитических тестов степень "антиамериканизма" некоторых СМИ. В ходе проводимых комиссией исследований выявлялись и подсчитывались утверждения, ставящие под сомнение мощь армии США и ее союзников, дающие нелестные характеристики руководству США, превозносящие силу фашистской Германии и т.п. Наряду с этим материалы СМИ интерпретировались с точки зрения соотношения числа благоприятной и неблагоприятной для США тематики сообщений, соотношения и характера используемых и замалчиваемых фактов и иных нюансов. В результате были получены достаточно объективные количественные данные о соответствии или противоречии позиции исследуемых СМИ национальным интересам США. В итоге, руководствуясь результатами работы так называемой комиссии Лассвелла, Верховный Суд США принял ряд решений о закрытии некоторых изданий и программ, охарактеризованных им в качестве антигосударственных, профашистски настроенных и антиамериканских по своему духу.

Апеллируя к этому опыту, некоторые отечественные специалисты в области коммуникативных отношений считают целесообразным создание и у нас подобной комиссии, которая могла бы "проследить за внедрением через органы массовой информации в сознание аудитории символов и ценностей, разрушающих национальное самосознание; определить количество пагубно влияющей на психическое и нравственное здоровье нации негативной информации, распространяемой прессой и ТВ; выявить степень несоответствия создаваемой СМИ картины мира реальному положению дел и т.д."1. Вопрос о возможности и целесообразности создания такой комиссии в нынешней российской ситуации является довольно спорным, однако необходимость проведения подобных контент-аналитических исследований не вызывает никаких сомнений. Заказчиком проведения таких исследований могла бы стать, например, Судебная палата по информационным спорам, которая в случае необходимости могла бы использовать результаты проведенных исследований для обоснования своего обращения в суд с иском о признании деятельности того или иного СМИ противоречащей законодательству о защите общественной нравственности и охране психического здоровья россиян.

Помимо перечисленных выше текстовых источников информации к документам, широко используемым в социологических исследованиях, относятся данные статистики. Статистический анализ вошел глубоко в плоть социологических исследований. По мнению специалистов, "связь между статистикой и социологией настолько тесна, что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу между статистическим и социологическим исследованием. Более того, сама идея конкретных социологических исследований, сам методический аппарат их во многом исторически обязан своим происхождением опыту социально-экономической статистики". Так, один из основоположников научной статистики - бельгийский математик Л. Кетле (1796-1874), обнаруживший и описавший закономерности в динамике таких массовых явлений, как рождаемость, смертность, преступность и т.д., по существу работал и как социолог, в том числе и как социолог права, изучающий закономерности развития социальных и правовых явлений.

Кино, телевидение и радио также могут быть источниками информации, собираемой и анализируемой в процессе юридико-социологического исследования. Предметом анализа здесь является та социальная реальность, которая нашла свое художественное, информационное и визуальное воплощение в кино-, теле - или радиопередаче. Ведь талантливый художник через личные драмы своих героев обычно выходит на глубинные социальные проблемы и позволяет нам лучше понять прошлое, настоящее и будущее.

Информация, распространяемая средствами кино, телевидения и радио, которая оказывает огромное воздействие на общественное сознание и поведение людей, может носить как позитивный, так и негативный характер, может как соответствовать, так и противоречить требованиям действующего законодательства о средствах массовой информации, конституционным правам и свободам человека и гражданина. В этой связи весьма актуальными являются такие юридико-социологические исследования, которые позволили бы объективно оценить информацию, содержащуюся в кино-, теле - и радиопередачах, с позиций конституционно-правовых ценностей и требований действующего в стране законодательства и правопорядка, с точки зрения надлежащей правовой защиты общественной нравственности, духовных ценностей и психического здоровья населения, законных интересов членов общества и общественных институтов, социальных, политических, национальных, религиозных и иных образований и организаций.