Смекни!
smekni.com

Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска (стр. 4 из 8)

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию.

Сопротивление это может быть вызвано самыми . разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания.

Так, например, дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах.

Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами в возрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством.

Высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г. зарегистрировано 1192 тыс..беженцев и вынуж­денных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии). Изних 15% - это дети, разлученные с родителями или не имеющих их.

Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности.

Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. по сравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполни­тельной власти всех уровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно.

Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми. Анализ сущности внутришкольных отношений позволил выделить несколько его видов:

Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылок отклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиями труда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма, высоким уровнем заболеваемости родителей, осо­бенно матерей, вызванных отсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни.

Число детей с выраженными формами умственной отсталости в Российской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс., из них 57,5% — мальчики и 42,5% — девочки. Самой многочисленной группой среди таких детей является возрастная группа 10—14 лет (45,1%); вторая по численности — дети 5—9 лет (33%) ; третья группа — дети в возрасте 0—4 года (14%).

В целом анализ статистики и изучение практики показывают, что имеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономического развития страны массовое несоблюдение прав детей в широком социально педагогическом, психолого-педагогическом смысле способствует росту правонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции и социальные отклонения среди несовершеннолетних.

Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Такое "неадекватное" поведение различается учеными и практиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию и характеру отклонения, по его типу и уровню. Схема 1. Механизм формирования отклоняющегося поведения (нарушение прав ребенка как фактор социальных отклонений).

Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка.

Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.

Таким образом, все более действенной становится социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности.

Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматриваетобъединение психического и социального. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой.

Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивной социальной роли (в том числе и как субъекта правовых отношений), соответствующей его возможностям (определяемое специалистами как "социальная дизадаптация", Н.М.Иовчук), является органической частью предмета социальной педагогики как науки, и как области практической деятельности.

Напрямую взаимодействуя с личностью ребенка или опосредованно, влияя на окружающий ее социум, социальный педагог преследует в конечном итоге одну и ту же цель - помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни, побудить к социальной активности.

Право является при этом не только одной из высших социальных ценностей, но и практическим инструментом обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Несовершенство правовых гарантий, механизма их защиты и реализации незамедлительно сказываются на процессе социализации.

Социальное воспитание и социально-правовая защита детства являются двумя взаимообуславливающими сторонами единого процесса формирования личности. Как убедительно показали исследования, несовершенство одного из них незамедлительно сказывается на другом.

Тесное взаимодействие и взаимообусловленность процессов социального воспитания, социально-правовой охраны детства обусловливают потребность в признании приоритета мер комплексной социальной помощи (социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой и материальной), оказываемой обществом, профилактическими и правоохранительными институтами, над мерами административного и уголовного наказания. Этот подход предоставляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, раннюю диагностику, лечение начальных форм клинической декомпенсации, создать необходимые условия для адекватного социального развития несовершеннолетних.

Таким образом в контексте нашего исследования правозащитную деятельность мы будем толковать шире, чем "защита прав" в юридическом смысле. Правозащитную деятельность мы понимаем как социально-правовую работу по созданию действенного механизма реализации прав ребенка в обществе: в семье, детских учреждениях, школах и т.д. и требующую совместных усилий всех социальных институтов, использования всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи; содействию применения мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, и как деятельность по созданию и объективно и субъективно существующего правового пространства, подразумевающего формирующуюся личность не только объектом, но и активным субъектом правовой деятельности и правовых отношений.

Правовая защита рассматривается нами как социально-педагогическая проблема, решение которой направлено на обеспечение социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклонениями в поведении с целью формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации, создания социально педагогической ситуации развития, а также минимизации условий, вызывающих социальную дезадаптацию.

На наш взгляд, именно поддержка больше всего отражает социально-педагогический подход к проблеме правовой защиты детства.